Хранители традиций

Возродить и сохранить

The scrolling of the scroll, Kaldybaeva G.A., Тонирования свитка. Калдыбаева Г.А..
Процесс тонирования свитка. Калдыбаева Г.А.

Центр реставрации Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева является одним из старейших реставрационных подразделений музеев Казахстана в деле сохранения и консервации произведений искусства. История деятельности центра началась в 1930-х годах в Казахской Национальной галерее с профилактических мероприятий по сохранности фондов. Одним из первых реставраторов был художник Болкоев Ф. Для проведения профилактических осмотров и консервационных работ приглашались реставраторы из Москвы и Ленинграда. В 1960-годы одними из первых реставраторов, работавших в галерее, были Рыжков С., а в 1969-1980 годы — Досходжаева С. Т., Ли В., Дужнова Ж.Я., Егимбаева К., Смагулова Д.К., Каратаев У.А., Калимова Л.И. С 1995 года появились новые сотрудники Калдыбаева Г.А., Смагулова К. К.

Gulzhan Kaldybayeva, Гульжан Калдыбаева
Гульжан Калдыбаева

Согласно предметному фонду, хранящемуся в музее, мастерские были разделены по специализации: графика, станковая масляная живопись, ткачество, металл, кожа и дерево. Объединение реставрационных мастерских в специальный отдел произошло в 1995 году. Первым заведующим была реставратор графики высшей категории Досходжаева С. Т. С 2007 года по настоящее время руководителем Центра реставрации является ее ученица Калдыбаева Г.А.

Реставрация (от итал. restaure) имеет два значения: одно узкое, словарное — восстановление, а другое — расширенное, подразумевающее все возможные действия по сохранению и восстановлению культурных ценностей, которые составляют материальное и культурное наследие и передаются последующим поколениям. Забота о них поручается обществом реставратору, который с наименьшим вмешательством в историческую и физическую структуру памятника культуры, продлевает ему жизнь. Труд реставратора незаметен. Посетители видят в залах музея произведения в экспозиционном виде, и многие не подозревают, что есть в музее люди, благодаря труду которых они могут созерцать эти шедевры.

Meeting of the restoration council. Museum named after Kasteev, Заседание реставрационного совета. Музей имени Кастеева
Заседание реставрационного совета. 1996 год

В центре реставрации Государственного музея искусств им. А. Кастеева есть специалисты, проработавшие более 30 и 40 лет. Еще в Казахской государственной художественной галерее начала работать реставратор графики Досходжаева С. Т. Она неоднократно стажировалась в лучших музеях Москвы и в 1991 году получила высшую категорию. Живопись реставрировали Дужнова Ж. Я., Егимбаева К., Султанбай Д. К., а в «возвращении в жизнь» экспонатов прикладного искусства нет равных мастерам Каратаеву У. А. и Калимовой Л. И. С 1995 года отдел пополнился реставраторами по графике Калдыбаевой Г. А. и Кожамжаровой Г.С., по живописи — Смагуловой К. К., Степенко А., Жамаш Е., Айнековой Ж.

Doskhodzhaeva S. T., Erdesova S.N. Museum named after Kasteev, Досходжаева С. Т., Ердесова С.Н. Музей имени Кастеева
Реставратор графики Досходжаева С. Т.,
хранитель Ердесова С.Н. 1970 год

Регулярные осмотры фондов и экспозиций выявляют произведения, требующие реставрационного вмешательства. Но наши обязанности не ограничиваются только реставрацией. Мы выполняем основную практическую часть подготовки экспонатов к выездным выставкам — это описание сохранности, легкая реставрация картин и рам, упаковка для транспортировки, обучение и консультации стажеров. Так в 2012 году в ГМИ РК им. А. Кастеева состоялась международная выставка «Жемчужины Франции», имевшая огромный успех у публики. До этого она проходила в Баку. Состояние экспонатов тщательно просматривалось совместно с французской стороной, в результате чего были обнаружены травмированные при транспортировке произведения живописи. Наш реставратор Смагулова К. их восстановила. Французский реставратор графики из Национальной библиотеки Парижа Андре Рагу, посетив реставрационную мастерскую и хранилище графики, высоко оценила работу наших сотрудников.

The process of strengthening the paint layer, Kaldybaeva GA, Ainekova D., Kasteyev Museum, Процесс укрепления красочного слоя, Калдыбаева Г.А., Айнекова Д., Музей имени Кастеева
Процесс укрепления красочного слоя.
Калдыбаева Г.А. и Айнекова Д. со студенткой.

В фондах ГМИ РК им. А. Кастеева хранится богатейшая коллекция произведений, выполненных в различных техниках и материалах. Музейные экспонаты, как люди, не имеют власти над временем, и поэтому стареют, подвержены различным «болезням» и требуют постоянной заботы. Задача реставраторов — приостановить развитие «болезней», накопившихся за время жизни произведения, ликвидировать по возможности все повреждения. На каждое произведение заводится реставрационный паспорт, своего рода «история болезни», в котором отражены состояние произведения до реставрации, все проведенные мероприятия с их фотографиями. А какие «операции» следует проводить, реставратор решает не единолично, а обсуждается на заседании Реставрационного Совета музея. Научно-реставрационные документы очень важны и являются частью отреставрированного экспоната. Центр оснащен компьютерной системой подготовки и архивации научно-реставрационной документации, и включает систему записей и хранения изображений.

Smagulova KK, Kasteyev Museum, Смагулова К.К., Музей имени Кастеева
Смагулова К.К.
Каратаев У. А., Музей имени Кастеева, Karataev U.A., Kasteev Museum
Каратаев У. А.

Прошел «лечение» у реставраторов графики Калдыбаевой Г. А. и Кожамжаровой Г.С. и китайский горизонтальный свиток Х1Х века «Встреча двух ванов-военачальников после удачной охоты», написанный на рисовой бумаге китайской тушью, и подаренный музею в 1966 году. При длине 13 метров, он склеен из 7 частей и обрамлен шелком. Когда мы стали его разворачивать, то обнаружили множество разрывов по краям, проколы, утраты, сквозные пятна. Состояние было тяжелое. Произведение почти полвека прождало своего возрождения. После исследования бумаги и красочного слоя — китайская тушь не смывается водой — была проведена химическая обработка оборота с промывкой, дополнительно обрабатывались сквозные пигментные пятна. Утраты основы и проколы доливались бумажной массой. Для высыхания и выравнивания основы графические произведения кладут в пресс на несколько дней между отрезами сукна. Работа с таким нестандартным экспонатом требовала особого подхода. Сложность при проведении реставрационных работ этого свитка заключалась в том, что размеры не позволяли поместить его в пресс. Поэтому реставрировали и укладывали в пресс частями. И так шаг за шагом. В целом на реставрацию ушло 8 месяцев. Пока свиток находился в прессе, реставрировали другие произведения. Впервые свиток был экспонирован на выставках «Охота и рыбалка. Россия. Западная Европа. Восток» и «Искусство Востока. Графика».

Hunter with dogs, E. Borshar, Kasteyev Museum, Охотник с собаками, Э. Боршар, Музей имени Кастеева
Охотник с собаками. Э. Боршар, XIX в. До и после реставрации

Еще одна работа, прошедшая сложную реставрацию в мастерской графики — это пастель на замше «Женский портрет» русского художника Шарапова Д.Ф. начала ХХ века. Произведение было в многочисленных сквозных коричневых пятнах, экскрементах насекомых, разрывах по всем краям, проколах. Углы, подрезанные по диагонали, утрачены. Оборот был также сильно загрязнен, с пятнами по всей площади, в экскрементах, с наклейкой из газетной бумаги. Пастель — сыпучий материал, требует бережного обращения и боится влаги. Поэтому была осторожно проведена сухая механическая чистка глазным скальпелем через лупу. При восстановлении утрат использовали отдаленное увлажнение оборота. Чтобы избежать появления затеков, тут же просушивали феном. Красочный слой в местах утрат был тонирован растушевками пастелью.

Echoes of the past, Vasnetsov, Kasteev Museum, Отзвуки минувшего, Васнецов, Музей имени Кастеева
Отзвуки минувшего. Васнецов А., 1901г. До и после реставрации

Живопись реставрируют опытные реставраторы Смагулова К. К., Султанбай Д.К. Под их руководством в экспозиционный вид приводятся произведения старых мастеров ХУ11-Х1Х вв., художников Казахстана, современного искусства и искусства советского периода. Процесс восстановления картин старых мастеров очень сложный и трудоемкий.

В 2014 году на стол к реставраторам легла картина известного русского художника Васнецова А. М. «Отзвуки минувшего» 1901 года. Автор исполнил ее на уже записанном холсте, поэтому произошли множественные отслоения и осыпания живописного красочного слоя. Также имелись сильные загрязнения, копоть, потертости красочного слоя, деформации, прорывы основы. Натяжение холста было слабое. После проведения реставрационных мероприятий картину можно будет представить зрителю.

Картина французского мастера живописи ХIХ века Эдмона Боршара «Охотник с собаками» также прошла сложную реставрацию. Нам пришлось сначала удалять следы бывшей реставрации, и только затем приступать к работе. Картина была сдублирована на холст, местами были вздутия, множественные разнохарактерные кракелюры — трещины красочного слоя. Сильное загрязнение лицевой и тыльной сторон. Имелись множество больших прорывов и утрат от 2 до 50 см., подклеенных с оборота 16-ю заплатами из холста. Заплаты отошли от основы, буквально висели. В современной реставрации заплаты не ставят, незаметно стыкуют края прорывов. По красочному слою автора имелись записи, покровный лак побелел, что мешало восприятию изображения. Реставрация этих двух картин длилась почти целый год.

Kalimova, Korzhyn restoration, Kasteyev Museum, Калимова, реставрация коржына, Музей имени Кастеева
Калимова Л. И. за реставрацией коржына

Калимова Л. И. — известный художник-прикладник, член Союза художников РК и реставратор с большим опытом, восстанавливает различного рода утраты ткачества, плетения, казахской вышивки «кесте». Ею отреставрированы қоржыны, украшения для юрт — басқұры, шашбау, түскиизы, баскуры, түкті кілем, аяқ қапы. Терпеливо, миллиметр за миллиметром, она восполняет утраченные элементы, тканую основу плетения, ворс с орнаментальным рисунком.

Каратаев У. А. — реставратор по металлу, коже и дереву. Он приводит в экспозиционный вид различные ювелирные украшения из серебра — браслеты, серьги, кольца, нагрудные украшения, а также седла, конские сбруи, экспонаты из дерева. Кроме этого ему поручили консервацию трех скульптур из дерева И. Я. Иткинда. Дерево рассохлось и поэтому образовались трещины. После сухой очистки, чтобы избежать дальнейшего рассыхания, скульптуры были пропитаны специальным раствором, трещины заполнены древесной массой и тонированы. У уникального экспоната итальянского мастера ХVIII века «Стол с видами Рима» были восполнены утраты багета с позолотой.

Kaldybaeva, Kozhamzharova, restoration of the scroll, Kasteev Museum, Калдыбаева, Кожамжарова, реставрация свитка, Музей имени Кастеева
Калдыбаева Г.,Кожамжарова Г.
за реставрацией свитка

Это только единицы из сотен шедевров, прошедших через золотые руки реставраторов. В целом реставрацию в мастерских музея проходят около двухсот произведений в год.

Произведения, отреставрированные нашими специалистами, экспонировались на многочисленных выставках в городах и странах дальнего и ближнего зарубежья и вошли в издания каталогов и альбомов, выпущенных ГМИ РК им. А. Кастеева.

В последние годы «Фондом духовного развития народа Казахстана» организованы ежегодные зарубежные стажировки реставраторов со всей республики, на которых специалисты осваивают новые материалы, технологии, методы консервации и реставрации, соответствующие современному мировому уровню. Все сотрудники имеют художественное образование и реставрационному искусству обучались путем неоднократных стажировок в ведущих реставрационных центрах и реставрационных мастерских при музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Стамбула. При реставрации используют классические российские методы и все материалы обратимы.

Музей ведет тесное сотрудничество со специалистами ВХНРЦ им. Э. Грабаря (г. Москва). В 2004 году на базе нашего музея был проведен первый Международный практический семинар реставраторов. В семинаре участвовали реставраторы из Казахстана, Киргизии, России. В 2006 году в Алматы приезжал Ревин О. М. — реставратор высшей категории станковой масляной живописи ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. Совместно с нашими сотрудниками были просмотрены, отобраны и законсервированы 19 икон. В 2008 году, под его же руководством, приведены в экспозиционный вид произведения живописи ХVII-ХIХ веков русского и зарубежного классического искусства французской, фламандской и немецкой школ, и была проведена отчетная выставка «Возрожденные шедевры».

Каз НАИ им. Т. Жургенова, Музей имени Кастеева, T. Zhurgenova, Kasteyev Museum
Занятия со студентами Каз НАИ им. Т. Жургенова

В 2009 году был восполнен пробел в обучении в Казахстане реставрационному делу благодаря программе президента РК Н. А. Назарбаева «Мәдени мұра». В Казахской Национальной Академии искусств им. Т. Жургенова было открыто экспериментальное отделение по реставрации станковой масляной и монументальной живописи. Занятия со студентами проходили в реставрационной мастерской музея под руководством наших специалистов. За основу была взята типовая программа Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. По методике и программе провел консультацию Ю. Г. Бобров, доктор искусствоведения, профессор, реставратор высшей квалификации, член-корреспондент Российской академии художеств, член ИКОМ, автор многочисленных монографий и учебников по реставрации.

Реставратор — редкая профессия и она требует преданной любви к своему делу, долгих лет обучения, колоссального терпения, аккуратности, хорошей интуиции и глазомера, логики, развитого художественного и эстетического вкуса. Но все же главным остается мастерство исполнителей, которое оттачивается годами и десятилетиями. И очень надеемся, что молодые реставраторы подхватят зажженный старшими мастерами факел, и донесут это искусство до будущих поколений реставраторов музея. Ведь главное — не учить, а научиться этому искусству.

Гульжан Калдыбаева,
руководитель отдела реставрации Государственного музея искусств
имени А.Кастеева

Dostyk Magazine

Республиканский журнал

Комментировать

Щелкните здесь для публикации комментария