Личность

Чем дальше ставятся задачи, тем ниже интенсивность их исполнения!

Sain Gabdullin, Gabdullin, Sain, Саин Габдуллин, Габдуллин, Саин

В 1986 году он окончил экономический факультет Всесоюзного государственного института кинематографии в Москве. Большой вклад в развитие казахского искусства кино он внес, проработав более десяти лет на киностудии «Казахфильм» им. Ш. Айманова. Он дал жизнь первому в истории казахского кино полнометражному анимационному фильму «Остров Дракона», а также многим документальным и игровым фильмам, получившим самые престижные награды Всемирных кинофорумов. В их числе художественные фильмы: «Кукурузный остров» (пр-во «Казахфильм»), получивший Гран-при «Хрустальный Глобус» МКФ в Карловых Варах (2014), вошедший в short list Оскар-2015 в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и получивший несколько не менее значимых наград; «Брат мой, Шелковый путь» (Гран-при «Золотой Монгольфьер». Нант, Франция, 2002), «Другой Берег» (Гран-при «Золотая лилия». Висбаден, Германия, 2009. Гран-при за «Лучший азиатский фильм будущего». МКФ Азиатского кино, Рим, 2009). Сейчас в его портфеле достижений двадцать один Гран-при и многие другие награды самых престижных Международных кинофестивалей, свидетельствующие о его профессиональной и гражданской зрелости.

Sain Gabdullin, Gabdullin, Sain, Саин Габдуллин, Габдуллин, Саин С 1989 года Cаин Габдуллин — основатель и генеральный продюсер ТОО «Компания КИНО», являющегося брендом международного уровня, за которым укрепилась блестящая репутация в сфере мирового кинематографа.

Поздравляя Саина Гумаровича Габдуллина с 60-летним юбилеем, президент АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова, известный кинорежиссер, драматург, поэт Бахыт Гафуович Каирбеков сказал: «Ваш творческий путь — это служение искусству кино в лучших традициях отечественной культуры. Ваши фильмы заставляют зрителя переживать эстетическое наслаждение. Вас отличают огромное трудолюбие и любовь к своей профессии. Эти качества принесли Вам широкое признание и искреннее уважение Ваших коллег.

Благодаря Вашему многогранному дарованию, Вы продолжаете успешно работать по „гамбургскому счету“ в сфере казахстанского кинематографа…»

В день своего замечательного юбилея Саин Гумарович Габдуллин ответил на вопросы нашего корреспондента Зайтуны Джандосовой.

— Какие факторы повлияли на Ваше решение стать профессиональным продюсером в сфере кинематографа? Кто были Вашими наставниками?

— Очень сильно желал дать творческую свободу своим коллегам-режиссерам: Гани Кистауову с Жакеном Даненовым в анимации, Лейле Аранышевой в игровом кино, Сламбеку Таукелову в документальном. Через годы осознал, что не всем и нужна эта, так называемая, творческая свобода, на отсутствие которой все (в СССР) пеняли. Не все её выдерживают…

Сложно персонифицировать конкретного наставника. Важно было, что после цеха съемочной техники, я попал в мир художников — в анимацию, где в тесном контакте с режиссерами/художниками решал их творческие задачи в качестве организатора. Всё впитывал как губка. Много мне дало общение на всесоюзных анимационных семинарах, как правило, в Москве. Помню, однажды в середине 80-х император советской мультипликации Ф.С.Хитрук предложил мне стать генеральным директором «Союзмультфильма». Я предпочел свободу.

С 1989 года я погрузился в бесконечный космос игрового кино. Основал ТОО «Компания КИНО».

— Каковы главные задачи в сфере продюсирования в Казахстане?

— Я бы выделил одну главную задачу для Казахстана — создание альтернативных государственных источников финансирования для кинематографа. У каждого профессионального, подчеркиваю, профессионального продюсера всегда в перманентном развитии портфель проектов. Он готов в любой момент выставить на конкурс тематически подходящий проект.

Что касается Закона о Кино — конечно же, он помог бы при наличии в нем преференций для создания фильмов. Но как-то неопределенно долго тянется этот вопрос, периодически вспыхивая и погасая. Лет 7 назад я давал свои предложения к проекту Закона, бесследно исчезли, больше не трачу себя на это.

Думаю для нас, продюсеров, сейчас более важен Закон о меценатстве. Он стимулировал бы создание частных источников финансирования (Фондов), которым небезразличен престиж Казахстана на мировой арене. Мы же, продюсеры, готовы выходить на Конкурсы, которые объявлялись бы этими Фондами.

Sain Gabdullin, Gabdullin, Sain, Саин Габдуллин, Габдуллин, Саин — Вы являетесь одним из авторитетных продюсеров европейского масштаба, в Вашем портфеле четырнадцать игровых, документальных и анимационных фильмов, Ваши фильмы получили девяносто наград самых престижных мировых кинофорумов. Какие из этих наград наиболее дороги Вам?

— Мягко говоря, Вы сильно преувеличиваете значимость моей личности. Я делаю свое дело, мне это очень интересно и для меня принципиально важен престиж моей страны в мировом сообществе. Флаг Казахстана, благодаря работе Компании КИНО, поднимался более чем в 150 странах. Для меня очень дороги: номинация в Европейской киноакадемии, номинация в Российской киноакадемии «НИКА», участие дважды в Берлинале, Шорт-лист Оскар-2015, и, конечно же, все Гран ПРИ — в Сиэтле, Карловых Варах, Копенгагене, Нанте, Гранаде… Всего 21 Гран ПРИ.

И все-таки самая сложная и важная победа для любого фильма — пройти через сито Отборочной комиссии и попасть в Основной конкурс кинофестивалей Класса «А» (Канн, Берлин, Венеция, Локарно, Токио, Карловы Вары…). Здесь вероятность прохождения в Основной конкурс не более 0,5%. Вы можете в этой цифре ощутить мощную концентрацию конкуренции со всего мира. Именно поэтому внимание всей мировой прессы и ТВ приковано к этим событиям. В этом внимании и закладывается имидж государств-участников. В цивилизованном обществе уровень государства определяют по его отношению к культуре. Не случайно в концепции Европейского сообщества выделяют 3 основных значимых направления развития: безопасность, энергетика и культура.

Последний игровой фильм «Кукурузный остров» (Corn Island, 2014) режиссера Георгия Овашвили создавали 5 стран: Грузия, Германия, Франция, Чехия и Казахстан (АО «Казахфильм» по моей инициативе). И вы представьте, как сила таланта одного человека (с легкостью) поднимает престиж 5-ти стран — 74 Международных кинофестиваля (МКФ), 32 Приза, Шорт-лист Оскар-2015! И везде флаги стран-участниц.
Компания КИНО способствовала открытию имени Георгия Овашвили, поддержав его дебют «Другой берег» в 2009 году, который был номинирован Европейской киноакадемией в разделе «Открытие года» и был приглашен на многие МКФ по всему миру.

Последний документальный фильм Компании КИНО «Завтра море» (о трагедии и надежде Арала) режиссера Кати Суворовой Отборочная комиссия МКФ в Локарно пригласила в программу «Неделя критиков». Мировая премьера состоялась там в августе 2016 года. Фильм создан при поддержке казахстанского мецената Шынгыса Кульжанова и Фонда Бош (Германия). Я полагаю, что это первый документальный фильм в Классе «А» за всю историю казахстанского документального кинематографа. Далее после такого высокого уровня фильм, как правило, приглашают на многочисленные кинофестивали по всему миру — и это и есть престиж Казахстана.

В данный период я в качестве ассоциативного продюсера завершаю работу над полнометражной картиной «KHIBULA» в постановке Георгия Овашвили. Фильм о драме первого Президента Грузии Звиаде Гамсахурдиа. KHIBULA — название горного селения, где он завершил свой жизненный путь. Страны-участники проекта: Грузия, Германия, Франция. К сожалению, я не смог ввести Казахстан в проект по причине отсутствия наших инвесторов. Не нашел понимания. Несмотря на то, что еще на самой ранней стадии мы представили этот проект на Каннский кинорынок в 2011 году. Прошли Отборочную комиссию и получили Приз Arte Award Atelier Development prize. Любопытно будет проследить линию судьбы этого фильма.

— Вы обладаете смелостью, огромным опытом, профессиональной зрелостью и внутренней эстетической логикой. Каковы Ваши рекомендации начинающим молодым кинематографистам?

— Не бойтесь совершать ошибок. Это ваш капитал.

Sain Gabdullin, Gabdullin, Sain, Саин Габдуллин, Габдуллин, Саин Главная задача продюсера — найти идею, которая своей турбулентностью создаст команду единомышленников и притянет деньги к себе. Весьма редкое сочетание, над которым много придется потрудиться.

— Вас объединяет долгое творческое сотрудничество с талантливым киргизским сценаристом и кинорежиссером Маратом Сарул. Как Вы познакомились и начали сотрудничать?

— Это было в 80-е годы: я во ВГИКе на экономическом факультете, он на Высших курсах сценаристов и режиссеров (анимационная группа). В качестве директора помогал ему делать дипломную работу. Без сомнения, это талантливая личность. Когда я начал зарабатывать деньги, я выступал одновременно и меценатом, и продюсером. Мы совместно создали 4 полнометражные и одну короткую картины. В 2002 году нас пригласил Берлинский МКФ: полнометражную картину «Брат мой, Шелковый путь» в программу Панорама и короткометражный фильм «Взлёт» в Основной конкурс (впервые за всю историю Казахстана). Затем эти картины обошли практически весь мир. Фильм «Бурная река, безмятежное море» купил южно-корейский Музей кино. Дело, конечно же, не в цене покупки, она номинальна, дело в высокой чести остаться в истории Музея Южной Кореи. Моя самая крупная продюсерская ошибка в последней работе с Маратом Сарулу — фильм «Песнь южных морей».

— Вами разработана Концепция развития кинематографа в Казахстане, какие основные ее положения Вы бы выделили, как первоочередные задачи в этой сфере?

— Прежде всего я говорил о необходимости альтернативных источников финансирования кинематографа со стороны государства через Фонды. И основная цель этих Фондов — престиж Казахстана в международном сообществе. А это достигается только за счет открытия новых талантливых имен продюсеров и режиссеров, через которых и будет узнаваем Казахстан. Необходимо создать внутреннюю конкуренцию между источниками финансирования за выход нашего имени на мировые площадки. Здесь конкуренция на высшем уровне — на уровне дара предвидения.

По юридической структуре этих Фондов — каждый регион (4-5 областей) от имени областных акимов совместно с Министерством культуры создают региональный Фонд кино, формируют ежегодный бюджет (примерно один млрд. тенге) и начинают работу, цель которой я определил выше. Минимум 4 региональных Фонда + 1 столичный и + 1 в Алма-Ате. Понимаю, что подобное решение принимается на уровне Президента страны, но и имиджевая отдача будет соответствующая. Такое решение мгновенно станет известно на всех мировых кинорынках, и Казахстан станет весомым и желанным участником мирового кинопроцесса.

— В настоящее время в НИИ культуры МКС РК рассматривается проект аналогичной Концепции развития кинематографии до 2050 года и Закона РК «О кино». В соответствии с положениями Концепции в 2021 году предполагается перевести киностудию АО «Казахфильм» на самоокупаемость и создать Экспертный Совет по игровым и документальным фильмам в структуре Министерства культуры и спорта РК? Что Вы думаете по этому поводу?

— Чем дальше ставятся задачи, тем ниже интенсивность их исполнения. Начну с вопроса самоокупаемости. Для начала надо бы изучить опыт Мосфильма. Наверняка есть в Казахстане личные знакомые Карена Шахназарова, договориться с ним о приеме, отправить в Москву с личным знакомым Карена молодых цепких менеджеров/финансистов/юристов, посидеть в неформальной обстановке и постараться «выжать» максимум информации по их деятельности с копированием доступной документации. Мосфильм, как известно, не зависит от государства и трудится на полной самоокупаемости. Но на это потребовались десятилетия государственной поддержки российского кинематографа. Возможно, нынешний статус Мосфильма может стать основой самостоятельности АО «Казахфильм», но об этом можно будет говорить не ранее, чем по истечении 10 лет, когда киностудия «Казахфильм» сможет без поддержки государства и меценатов осуществлять свою плодотворную деятельность. Кстати, звукорежиссером фильма Карена Шахназарова, руководителя Мосфильма, «Белый тигр«(2012) работала наша соотечественница Гуля Мукатаева и за эту работу она получила премию «Золотой орел». Можно обратиться к Гуле за помощью, думаю, не откажет.

По поводу Экспертного Совета при Министерстве культуры и спорта, я думаю, его надо создавать в уполномоченном государственном органе при Министерстве. В качестве этого органа удобнее было бы учредить Фонд кино по примеру России. И уже в Фонде кино создать Экспертный совет.

В этом направлении мы могли бы опередить Россию, создав региональные Фонды кино со своими Экспертными советами. О них я Вам сказал ранее.

Через Фонд(ы) кино мы вполне могли бы реализовать программу государственно-частного партнерства, на котором акцентировано внимание Президента РК Н.А.Назарбаева в Указе от 04 ноября 2014 года № 939 «Концепция культурной политики Республики Казахстан».

— Ваша главная ошибка?

— Расточительство души и денег.

Авторский вывод Зайтуны ДЖАНДОСОВОЙ

Символично, что это интервью с продюсером мирового уровня публикуется в хорошо зарекомендовавшем себя журнале «Достык-Дружба». Ведь создателями этого фильма являются дружественные страны: Грузия, Германия, Франция, Чехия, Казахстан. Аналога данному фильму, получившему такое большое количество наград и призов Всемирных кинофорумов, в истории казахстанского кинематографа нет. И в год празднования 25-летия Независимости Республики Казахстан это важное событие в сфере мирового кинематографа не может остаться незамеченным. Труд создателей фильма, на мой взгляд, должен быть оценен достойно и руководством нашей страны, как он достойно оценен жюри столь престижных кинофестивалей мирового значения.

Создатели фильма заслуживают самых высоких государственных наград нашей страны, причем, чем выше будет весомость награды, тем громче Казахстан заявит о себе в мировом киносообществе. Вот имена героев-создателей картины:
1. Авторы сценария — Нугзар Шатаидзе, Георгий Овашвили (Грузия), Roelof Jan Minneboo (Нидерланды)
2. Режиссер — Георгий Овашвили (Грузия)
3. Продюсер — Nino Devdariani (Грузия)
4. Продюсер — Eike Goreczka (Германия)
5. Продюсер — Guillaume de Seille (Франция)
6. Продюсер — Karla Stojakova (Чехия)
7. Продюсер — Саин Габдуллин ( Казахстан)

Вероятно, стоит отметить и заслуги отпраздновавшей в этом году свое славное 75-летие киностудии «Казахфильм» им. Ш. Айманова, которая стала одним из ключевых участников данного кинопроекта. Только за последние два года, и многие другие документальные и игровые фильмы производства АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова получили самые престижные награды Всемирных кинофорумов. Надеюсь, что мой голос журналиста, юриста и просто зрителя, радеющего за престиж казахстанского кинематографа, будет услышан на самом высоком уровне, справедливость восторжествует и награда найдет своих героев в дни празднования 25-летия Независимости Республики Казахстан. Осталось мало времени до этой знаменательной даты всенародного празднования, но еще можно успеть сделать все необходимые шаги для того, чтобы пригласить всех участников легендарной картины разделить этот праздник со всем казахстанским народом и воздать должное их таланту.

Зайтуна ДЖАНДОСОВА

Dostyk Magazine

Республиканский журнал

Комментировать

Щелкните здесь для публикации комментария