Хранители традиций

Красота суровых будней

Маликов, Алатау, Осень, Malikov, Alatau, Autumn
К. Мамаков. Ала-Тау. Осень . 1989г. х.,м.

Мы открываем специальную рубрику рассказов о мастерах казахстанской живописи из разных регионов нашей страны, корифеях, положивших начало развитию отечественной живописи, имена которых известны далеко за пределами нашей республики и труд которых отмечен самыми высокими наградами. Их необычайно теплые, жизнелюбивые работы не должны быть забыты. Живопись Казахстана — богата и разнообразна. Показать лучшие ее открытия и достижения, даже те, которые сегодня не на слуху, — наша задача.

Если провести маленький эксперимент и попробовать найти в интернет-пространстве произведения наших казахстанских художников, даже корифеев (особенно — корифеев), то вы будете разочарованы — их там нет. Или — почти нет. Это очень обидно и несправедливо, потому что наши шедевры — уникальны. Нам есть, чем гордиться и чем радовать себя и мир. Так случилось по многим причинам. В 1990-е произошел разрыв поколений. Сегодня молодое поколение почти не знакомо с творческим наследием своих отцов. Не говоря уже о дедах…

Между тем, это наследие — бесценно и необъятно. Тем более ценен совместный проект журнала «Достык-Дружба» и картинной галереи «Жаухар», в котором предполагается рассказать и показать живопись классиков нашей страны, разных ее регионов. Сегодня речь пойдет о мастерах кызылординской и карагандинской живописной школы.

Саносян Саркис Манукович (1922-2004) — его можно назвать главой карагандинской живописной школы, столько сил и энергии он приложил для ее развития, в том числе стоял у истоков появления Союза художников Караганды. Родился в Армении, после окончания Ереванского художественного училища в 1942 году ушел на фронт, там попал в плен, за что был осужден НКВД на срок в ИТЛ, и стал заключенным СибЛАГа и КарЛАГа (1948-1956 гг.). На таких, как он, распространялся запрет проживания в крупных столичных городах, даже после отбывания срока, может быть поэтому остался в Караганде. Прожил здесь всю свою жизнь. Из всех официальных биографий советского периода факт его заключения был исключен… И все же талант С.М.Саносяна был оценен еще при жизни, он получил звание Заслуженного деятеля искусств Казахстана.

В его творчестве неразрывно переплелись и армянский горячий темперамент, и казахская нежная и трепетная любовь к своей земле, и, как ни парадоксально это звучит, гордость за свою Родину — самую могучую, сильную и передовую.

Большая часть произведений Саносяна (а всего он написал более тысячи живописных полотен) посвящена Караганде индустриальной. С восторгом человека восхищенного он передает эпическую мощь индустриальных преобразований в своих лучших работах «Топарская ГРЭС», «Канал Иртыш-Караганда» и др.

В картинной галерее «Жаухар» хранятся несколько работ этого выдающегося мастера. Представленная здесь картина «Деревья» относится к периоду расцвета. Все лучшие черты его творческого метода ярко проявились в ней: лаконизм и стилизованность композиции, выразительность линий и форм, эмоциональная насыщенность цвета, праздничность палитры. Его живопись обладает поразительной позитивной энергией, которая чувствуется даже в небольшом произведении. Особая цельность, неразделимость и яркость всех элементов сообщают ей черты монументального полотна.

Вторая работа, написанная Джунусовым Маратом (1947-1999) в 1978 году, называется «Цирк в Караганде».

Художник родился в Усть-Каменогорске. В Алма-Атинском художественном училище учился у Айши Галымбаевой и Молдахмета Кенбаева, в 1973 окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Репина, в 1973 — 1975 годах М.Джунусов вместе с супругой Иваниной Натальей Ивановной, искусствоведом, жил в Алма-Aтe, преподавал в художественном училище. С 1975 года переехал по приглашению в Караганду.

Джунусов, Цирк в Караганде, Dzhunusov, Circus in Karaganda
Джунусов. Цирк в Караганде, 1978

Работа «Цирк в Караганде» относится к жанру городского пейзажа, любимого многими советскими живописцами этого времени. Пейзаж становился дневником личных переживаний, позволял уйти от идеологического официоза. Именно на территории этого жанра происходили самые интересные художественные открытия. Вот и в этом полотне присутствует парадоксальное соединение праздника (цирк — как его воплощение — переливается всеми цветами радуги) и рабочих будней (второй план полотна состоит из промышленных труб и дымов). Два этих параллельных мира здесь соединяются легко и естественно, благодаря живописному таланту М.Джунусова, его виртуозному владению всеми живописными средствами. Его живопись — летящая, легкая, широкая, создана без всякого напряжения, очень эмоциональна и радостна. Плотно прописанный индустриальный пейзаж только подчеркивает это чудо нашего детства — цирк.

Карагандинская живописная школа богата и разнообразна. Судьба почти каждого художника здесь драматична. Но есть общее у всех карагандинских мастеров искусства — умение радоваться каждому дню, умение не оглядываться назад, умение увидеть красоту даже в самых суровых буднях.

Красавица Кызылорда, старинный форпост восточного Приаралья на берегах легендарной Сырдарьи, первая столица современного Казахстана, всегда была богата талантами. Здесь открылся первый казахский музыкальный театр, где танцевала легендарная Шара Жиенкулова. Своим талантом восхищали публику Калибек Куанышбаев, Серке Кожамкулов и многие другие.

Художник Кенжебаев Чингиз Бейсембаевич (1927 — 1996) — признанный мастер казахской живописи и графики. Родился в Кызыл-Орде. Закончил Алматинское художественное училище (1954) и Московский государственный художественный институт им. Сурикова (1954 — 1960). Член Союза художников СССР (1961).

Кенжебаев, Чай по-казахски, Kenzhebaev, Tea in Kazakh
Кенжебаев Ч. 1991. Чай по-казахски

Его работа «Чай по-казахски» (1991), безусловно, относится к шедеврам казахской живописи, неслучайно именно она стала символом галереи «Жаухар» — так емко и ярко в ней сконцентрированы образ и тема — любовь к своей земле. Столько в этой работе настоящего теплого живого чувства и, одновременно, таинственного, древнего духа! Эта работа — как символ-знак, в котором каждый элемент — неотъемлемая часть целого: и темный профиль таинственного самовара, напоминающего очертаниями волшебную лампу Алладина, и яркие привычные узоры старинного текемета, и, превращенные верхним ракурсом в круги, — блюдо, лепешка, пиала — все здесь выглядит праздничным, все пронизано радостным настроением, с котором всегда ждут и встречают гостей на казахской земле. Особенно на юге.

Такое умение — даже в небольшой работе, даже в «простом» жанре— переходить от бытового к бытийному, встречается редко и отличает настоящего большого художника.

Койшыбек Искакович Мамаков (1945-1992) — казахстанский художник-живописец, график. Член Союза художников СССР. Тоже родился и всю жизнь прожил в Кызыл-Орде. Основная тема его творчества — пейзажи. И хотя казахская живопись богата талантливыми пейзажистами, но его работы — отличаются от всех и запоминаются сразу. Настолько они точные, лаконичные и графически выразительные. Именно благодаря этим своим качествам они обладают особым символизмом. «Ала-тау. Осень» (1989) -типичный для К.Мамакова пейзаж — с крупным первым планом, с декоративной ясностью композиции, с форсированным цветом и стилизованной формой. Все его пейзажи написаны с натуры, но это не простое пассивное отражение реального природного мотива, это всегда его преобразование, преображение.

Ч.Кенжебаев и К.Мамаков — художники разных поколений, но с таким единым чувством радости жизни, которое проявляется в колорите кызылординской живописной школы особенно ярко. И еще на один момент хочется обратить внимание: несмотря на то, что оба этих шедевра написаны в трудные девяностые, в них столько надежды и веры в светлое будущее, что нам сегодня впору этому поучиться. Поучиться видеть светлую сторону жизни. Несмотря на все обстоятельства…

Произведения этих живописцев хранятся в фонде Государственного музея искусств Казахстана им. А Кастеева, а также в коллекции картинной галереи «Жаухар».

Ольга Батурина,
кандидат искусствоведения, профессор КазНАИ им.Т.Жургенова, куратор картинной галереи «Жаухар»

Dostyk Magazine

Республиканский журнал

Комментировать

Щелкните здесь для публикации комментария