Одна страна – одна судьба

Мы ветви одного дерева

Идрис Картал, Турецкая культура, г. Петропавловск, Ассамблея народа Казахстана, Петропавл, Idris Kartal, Turkish Culture, Petropavlovsk, People's Assembly of Kazakhstan, Petropavl

Земля певцов, импровизаторов, акынов
Земля тюльпанов, гор и родников,
Звучание домбры и флейты переливы
Слились в единое дыхание веков.
В культурных центрах воспеваем бытность.
Казахов, русских, белорусов и татар,
Азербайджанцев, украинцев и поляков-
Для всех стал Родиной сегодня Казахстан .

На протяжении многих столетий территория Великой Степи отличалась интегрированным мирным сосуществованием многих народов, исповедовавших разные религии — тенгрианство, зороастризм, буддизм, христианство, иудаизм, ислам и другие. От древних времён и до наших дней земля Казахстана, через торговлю и культурный обмен, выполняет функцию своеобразного связующего звена между Азией и Европой. Казахстан и сейчас является родным домом для представителей многих народов и вероисповеданий, ведь в республике проживает более 130 представителей различных национальностей.

Так сложилась история, что древняя земля казахов издавна принимает по разным причинам — историческим, политическим, социальным — представителей многих народов. И ни одна из бывших республик не испытала на себе столь мощных миграционных перегрузок. Всё это — в нелёгком совместном труде, в буднях и праздниках — положило начало полиэтнической общности народа Казахстана, сформировавшая сегодня её облик. Как известно, до перестройки в Северном Казахстане не значились в статистическом списке показатели по проживанию турецкой национальности. Насильственная высылка турецкого населения в 1944 году коснулась только отдалённых районов Казахстана. Решение многих вопросов стало возможным с обретением Казахстана суверенитета и проведения новой государственной политики. С обретением Независимости Казахстана впервые появилась возможность иностранным компаниям вести деятельность, не противоречащую законам Казахстана. В 1996 году был введён в эксплуатацию макаронный комплекс «Султан», построенный турецкой компанией «Окан-Холдинг», а в 1998 году была открыта кондитерская фабрика той же турецкой компанией. Этот долгосрочный проект позволил нам иметь возможность не только освоить новые технологии мирового рынка, но и одновременно ближе познакомиться с людьми, их культурой, языком, страной в целом.

Сегодня в Петропавловске проживает более 40 человек турецкой национальности. Образовались семьи чисто турецкой национальности и смешанные браки. Дети уже знают свой родной турецкий, казахский, английский. Многие из них посещают детский сад, школы, лицеи с казахским языком обучения.

1 ноября 2007 года в г. Петропавловске создано общественное объединение «Турецкая культура», в основном средний возраст — от 20 до 40 лет, имеющие образование и определённый опыт работы в различных сферах малого и среднего бизнеса, заинтересованных в сохранении и развитии традиций, обычаев, языка, культуры, истории своего народа.

Председатель общественного объединения «Турецкая культура» — Идрис Картал —генеральный директор АО ЭММК «Султан». Общественное объединение «Турецкая культура» принимает самое активное участие в мероприятиях, проводимых областью, городом. Это и выставки национальной кухни и прикладного творчества, издание методических пособий о выдающихся писателях, историках — словом, известных людях Турции, внесших вклад в мировую литературу, культуру в целом. Несколько слов о председателе общественного объединения «Турецкая культура» Картал Идрис бее. Очень строгий, внимательный. Он напоминает хорошего советского руководителя, который видит перспективу предприятия, думает о людях. Его познания обширны и в литературе, и в истории, и во многих других сферах. Он всегда старается помочь, вникнуть в решаемые им вопросы.

В рамках программы «Турция и Казахстан — два крыла Евразии» общественным объединением «Турецкая культура» проводятся мероприятия как государственные, так и религиозные. Несмотря на осовременивание и культивирование западного образа жизни, в Турции строго соблюдаются традиции. Религиозную основу имеют большие праздники, например, Курбан байрам, в котором общественное объединение принимает самое активное участие. В праздниках «Наурыз мейрамы», День единства народа Казахстана населению оказывается благотворительная помощь. Также постоянно оказывается помощь школе — интернату для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У общественного объединения «Турецкая культура» стратегическое партнёрство с Северо-Казахстанским государственным университетом им. М.Козыбаева. Совместно проводятся круглые столы, например: «Роль Мевланы в духовном развитии народов».

Идрис Картал, Турецкая культура, г. Петропавловск, Ассамблея народа Казахстана, Петропавл, Idris Kartal, Turkish Culture, Petropavlovsk, People's Assembly of Kazakhstan, Petropavl

Ежегодно 10 ноября в День смерти М.К.Ататюрка проводятся мероприятия, посвящённые его памяти. Мустафа Кемаль Ататюрк — выдающийся лидер, деятельность которого оставила неизгладимый след в истории ХХ века. Он по праву считается военным, политическим и идеологическим вождём и примером для всего свободного мира и стран, стремящихся к независимости. Создатель современной Турции — Мустафа Кемаль Ататюрк — и сегодня остается для ее жителей величайшим государственным деятелем XX века, который на руинах Османской империи построил республику и спас турецкую нацию от уничтожения после сокрушительного поражения в Первой мировой войне. Человек мира, он установил мир на всех границах Турции и отделил церковь от государства, чтобы ввести страну в современность. Во время его руководства произошла эмансипация женщин, меньшинствам были гарантированы равные права, а латинский алфавит заменил арабскую письменность. В 1920 году в Анкаре Ататюрк был избран председателем нового Великого национального собрания. Он воссоздал армию, изгнал греков из Малой Азии, вынудил страны Антанты подписать более справедливый Лозанский договор ( 1923 г.). Ататюрк был избран первым Президентом Турции, одновременно сохранив за собой пост Верховного главнокомандующего. Эти посты он занимал до самой смерти. Переизбирался в 1923, 1927, 1931,1935 годах. Благодаря Ататюрку в 1928 году в Турции было провозглашено равенство полов, женщины получили избирательные права. В том же году вместо арабского был введён латинский алфавит, а в 1933 году —семейные фамилии по западному образцу. В экономике проводил политику национализации и опоры на национальный капитал. Внешняя политика Ататюрка была направлена на достижение полной независимости страны. Турция вступила в Лигу наций и наладила дружественные отношения с соседями, в первую очередь, с Грецией и СССР. Спустя более полувека после смерти Президента его почитатели с затаённым дыханием говорят о проницательном взгляде его голубых глаз, его неутомимой энергии, железной решимости и непреклонной воле. Ежегодно ОО «Турецкая культура» проводит мероприятия: «Вечер Памяти», Диалог: » М.К.Ататюрк, Н.А.Назарбаев — исторические параллели«, «Президентство Турции — история, современность».

Центр познакомил представителей других этнокультурных центров с поэзией Юнуса Эмре. С точки зрения художественного совершенства его творчество имеет четыре основных достоинства — язык, мысль, чувство и художественное совершенство. Он пропускает события через веру в светлое, излагая свои переживания и мысли, которые доводит до обобщённого, глобального, раскрывает человеческую личность изнутри, со всеми его особенностями, и всё это с совершенным поэтическим мастерством. Поэзия Юнуса Эмре является образцовой не только с точки зрения прекрасного, понятного тюркского языка, но и с точки зрения глубокой, философской мысли, которую автор сумел выразить абсолютно понятным широкому кругу людей языком, при этом оставаясь на высоте художественной совершенности. Он занимает верхнюю ступень среди мастеров народной поэзии.

ОО «Турецкая культура» была проведена интерактивная экскурсия: «Хикметы Ходжа Ахмета Яссави» в резиденции Аблай хана.

До начала мероприятия была организована экскурсия по залам музея Аблай хана. Были розданы «свитки» по его произведениям. Ходжа Ахмед Яссави посвятил всю жизнь, все силы объединению родственных народов, созданию духовного единства на фоне многочисленных религиозных течений. Он был не только религиозным деятелем, но и замечательным поэтом, философом. Он тонко подмечал все стороны окружающей его действительности. Его волновало всё: и мирская жизнь, и судьба правителей, и судьба самого народа. Будучи мудрейшим человеком, он понимал жизнь во всех её проявлениях: и внешних — как мыслитель, и внутренних — как духовное лицо, имеющий связь с высшим духом природы. Произведения Х.А.Яссави —стихи, диваны, рисали — были широко популярны среди местных жителей. Он выступал не только как духовный наставник, но и как мудрый государственный деятель. В своих духовных проповедях, стихах и трактатах он откликался на злободневность, когда чувствовал, что может сказать народу своё сокровенное слово. Жанр «ХИКМЕТЫ» является основой жанра религиозной поэзии тюркоязычных народов Средней Азии. Яссави оставил 4400 хикметов. Он написал их на древнетюркском языке. Язык содержит элементы огузских говоров и кипчакского диалекта. Ислам только начал распространяться. Ахмеда Яссави, которого в народе стали считать духовным лидером новой религии, стали называть Хазрет султан — Святой отец. Идеи яссавийского суфизма прочно вошли в образ жизни, религию, поэзию, философию и даже быт казахского народа. Творчество Ходжа Ахмеда Яссави имело большое влияние на казахскую литературу. Поэзия древних казахских поэтов Асан Кайгы, Доспамбет жырау, Бухар жырау, Шалкииз жырау, Абая и т.д. , творения последующих поколений творческих индивидуальностей адаптировали в себе многие идеи и образы, развитые в «Хикметах», переняли высокую устремлённость гениального поэта— мыслителя. Странники, миссионеры, народные проповедники, именуемые «баба», распространили учение Яссави в Туркестане, среди киргизов, в районе Волги, Хорасане, Азербайджане, Малой Азии, Иране, Турции и т.д. Яссави определил русло народной струи в новоисламской цивилизации тюрков. Это яссавийское движение нашло отклик в душе тюркского народа. Свидетельство тому — многочисленные культы суфиев-святых, ставшие местами паломничества. В мероприятии приняли участие учащиеся школы — гимназии Абу Досмухамбетова, занявшие первое место на фестивале, посвящённом Х.А.Яссави в г. Туркестане, показаны видеоматериалы по ходу действия и исполнены его хикметы.

«Казахстанско-турецкие отношения»

Им был посвящен круглый стол. История так распорядилась, что Казахстан в период распада биполярного мира оказался в эпицентре мировой политики. На месте сверхдержавы появились новые государства, и в их ряду особое внимание уделялось именно нашей стране. По капризу судьбы это внимание было вызвано не только огромной территорией, имеющей колоссальные природные богатства, не только пёстрым этническим составом населения, но в первую очередь это было связано с тем, что именно здесь оказалась немалая доля ядерного потенциала бывшего СССР. Это обстоятельство привело к тому, что название нашей республики замелькало в мировых СМИ. Поэтому поначалу это вызывало негативный образ Казахстана как исламского государства и государства, обладающего ядерным оружием. Этот негативный образ мешал не только нам, но и будущим партнёрам. В тот период только личные контакты, переговоры с руководителями государств мира, ведущих экономических гигантов, международных организаций, могли преломить ситуацию. Нужно было заново создавать всю договорную базу межгосударственных отношений. А это огромная и напряжённая работа. Республике удалось избежать вовлечения в межгосударственные конфликты. Мы навсегда распрощались с ядерным оружием, первыми в мире закрыв полигон, и стремимся к миру и добрососедству со всеми государствами. В настоящее время Казахстан стал по-настоящему равноправным партнёром государств мирового сообщества. ХХI век остро обозначил проблемы контактов культур и цивилизаций Запада и Востока, межэтнических отношений во всём мире, выработке новых подходов к интеграции полиэтнических обществ. Благодаря прагматичным внешнеполитическим предложениям Н.А.Назарбаева достаточно аморфная идея тюркского сближения обретает новый импульс и содержательное наполнение. В восприятии тюркского мира Казахстан реализует важнейшую функцию цивилизованного моста между Европой и Азией. И в этом смысле тюркский мир предстаёт не замкнутым, изолированным геополитическим объектом, а открытым пространством для эффективного взаимодействия между разными цивилизованными группами. Турция стала первой страной, признавшей независимость Казахстана. Кроме того, после обретения страной независимости между Казахстаном и Турцией были подписаны многочисленные соглашения, протоколы, определившие основы взаимоотношений и сотрудничества в различных сферах. Параллельно достигнутому уровню политических отношений между двумя странами Казахстан превратился в самого важного политического и экономического партнера Турции. Турция занимает 15-е место по объему инвестиций в Казахстане после таких стран, как США, Великобритания, Франция, Нидерланды, Россия. А в неэнергетическом секторе Казахстана Турция является 4-й крупнейшей страной-инвестором. Предполагается, что объем инвестиций, которые осуществляют казахстанские компании в Турции в сфере нефти и туризма, составляет около 1 миллиарда долларов. Отношения между Турцией и Казахстаном в области туризма развиваются весьма динамично. В последнее время Турция стала страной, которая привлекает интенсивное внимание казахстанских туристов, вне конкуренции заняв первое место на казахстанском рынке с 51,4-процентной долей. В Казахстане осуществляют деятельность более 500 совместных турецко-казахстанских предприятий, а количество компаний, основанных на 100-процентном турецком капитале, составляет около 160. Турецкие предприниматели активно работают в таких секторах, как продовольствие, химико-фармацевтическая промышленность, гостиничное дело и производство. Общая стоимость проектов, осуществляемых турецкими строительными компаниями в Казахстане, превысила 15 миллиардов долларов. В Турции же зарегистрировано более 150 компаний с участием казахстанского капитала. Об этом и других аспектах казахстанско-турецких отношений поведали студенты группы ИО −10 Северо-Казахстанского государственного университета им. М.Козыбаева, будущие историки во главе с их преподавателем — доцентом, кандидатом исторических наук Гривенной Людмилой Александровной. В своих сообщениях представили информационный анализ об установлении дипломатических отношений в развитии политических, торговых и экономических отношений в исторический перниод. Были представлены сообщения о казахстанско-турецких инвестициях в развитие экономики Казахстана, казахстанско-турецких связях в сфере здравоохранения, образования, культуры и науки. Участники круглого стола прослушали информацию представителей турецких компаний, находящихся в г.Петропавловске Также в ходе работы круглого стола была подчёркнута особая роль Нурсултана Назарбаева, который сделал многое для интеграции тюркоязычных государств и является лидером не только Казахстана, но и всех тюркоязычных народов. Несомненно, что в достигнутый уровень казахстанско-турецких отношений президент страны внёс огромный вклад. В заключение участники круглого стола познакомились с творчеством ученицы казахстанско-турецкого лицея М.Садвокасовой, которая исполнила произведения на турецком языке и ведущего мастера сцены обладателя » Кайрат кери» артистки казахского музыкально-драматического театра им. С.Муканова К.Акжоловой. Мероприятие было посвящено празднованию Дня первого Президента Казахстана.

Идрис Картал, Турецкая культура, г. Петропавловск, Ассамблея народа Казахстана, Петропавл, Idris Kartal, Turkish Culture, Petropavlovsk, People's Assembly of Kazakhstan, Petropavl«Дети — цветы жизни!» — для турок это выражение имеет особый смысл. Одной из национальных особенностей народа является самозабвенная любовь к подрастающему поколению. Турецкие семьи, как правило, многодетны, нормой считается наличие трех и более детей. Интересно, что государство не применяет особых поощрительных мер для увеличения рождаемости, но и не ограничивает ее. 23 апреля День Независимости Турции и в этот день первый Президент установил «День Защиты детей» Cocuk Bayrami. и его крылатое выражение «Сегодня дети — завтра взрослые». Датой национального торжества является 23 апреля. День Детей отмечается в честь первого созыва Великого Национального Собрания в 1920 г. в Анкаре для подготовки национально-освободительной войны, что было первым шагом республиканского режима. По завещанию первого президента Турецкой Республики Кемаля Ататюрка, который полагал, что будущее нации закладывается в детстве, в этот день взрослые должны были на время поступиться своим авторитетом. ОО «Турецкая культура» вот уже 10-ый год отмечает этот праздник. Приглашаются дети со школы интерната для детей, оставшихся без попечения родителей ( 25-30), дети этнокультурных центров ( более 22 этнокультурных центров), которые поздравляют с праздником своими танцами, песнями, стихами, как правило, в национальных костюмах. Дети играют в игры разных народов, принимают участие в конкурсах, танцевальном марафоне. Праздник доставляет детям большую радость от общения, их угощают вкусным тортом и другими национальными блюдами, музыкальными подарками, играми и дискотекой и в заключение все получают подарки. Это своего рода «малая ассамблея».

В настоящее время кабинет пополняется литературой, словарями, аудио и видеокассетами по истории, языкознанию, традициям и обычаям. Общественное объединение «Турецкая культура» постоянно знакомит всех с традиционной фольклорной, современной и классической музыкой, с национальными инструментами, танцами… В Северо-Казахстанском государственном университете им. М.Козыбаева проводятся «Студенческие научные общества» под руководством преподавателей. По итогам лучших работ ОО «Турецкая культура» неоднократно оказывала спонсорскую помощь лучшим научным студенческим работам. Также хорошая творческая работа с гимназиями, колледжами. Например, более пяти лет действует молодежное крыло общественного объединения «Турецкая культура», где самое активное участие принимали учащиеся казахско-турецкого лицея (Исмаилова Асем, сёстры Жумагалиевы: Динара и Мадина, Садвокасова Махаббат, Балгабаева Газиза, Жумабек Амир, Досжанова Диля).

Тюркам искони был присущ не только героический, но и созидательный дух. Они умели строить города, превращать пустыни в цветущие оазисы, сооружать ирригационные системы, увековечивать в слове и камне деяния своих великих современников, размышлять над смыслом мироздания, создавать волнующие поэтические образы и письмена, над разгадкой которых по сей день бьются учёные мира. Общественное объединение «Турецкая культура» тоже создает свой особый, неповторимый мир в многонациональной семье казахстанских этносов. По большому счету «мы — ветви одного могучего дерева», как в свое время подчеркнул наш Елбасы.

Диляра Хасанова,
заместитель председателя ОО «Турецкая культура»
г.Петропавловск, Северо-Казахстанская область

Dostyk Magazine

Республиканский журнал

Комментировать

Щелкните здесь для публикации комментария