Одна страна – одна судьба

В приоритете – профессионализм

беседа, обсуждение, Conversation

«Налоги для государства — то же, что паруса для корабля.  Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань…».
Екатерина II Великая

25 лет назад Указом Президента Республики Казахстан от 9 июля 1991г. создана Государственная налоговая служба, а 12 декабря 1991 г. Указом Президента Республики Казахстан образован Таможенный комитет. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 июня 1994 года в составе налоговой службы Министерства финансов Республики Казахстан образовано Управление налоговой полиции. За 25 лет своего существования менялась не только система налогообложения, но и сама налоговая служба республики не раз подвергалась структурному реформированию.

Лидия Магомедовна ХАШИЕВА, ХАШИЕВА, Lidia Magomedovna HASHIEVA, HASHIEVAВ знаменательные даты принято подводить итоги деятельности, проводить анализ достигнутых результатов. Мы пригласили героиню наших прошлых статей, одного из руководителей системы Министерства финансов Лидию Магомедовну ХАШИЕВУ рассказать об истории становления одного из важнейших государственных органов, который формирует бюджет страны.

Мой трудовой путь начался более 13 лет назад, и первыми непосредственными руководителями-учителями в налоговой системе были Алмас Шоканов и Байжан Сейсекулов. Во многом хотелось быть похожими на них. Считаю, что у каждой личности есть сильные качества, которые следует перенять.

Алмас Шоканов — дипломатичный, толерантный и выдержанный человек. Довольно часто налогоплательщики, пытаясь отстоять свою позицию в вопросах трансфертного ценообразования, переходили на высокие эмоции, но сдержанность, безмерная выдержка и деликатность Алмаса всегда возвращали переговоры в спокойное русло.

Байжан Бактыбаевич — очень требовательный, строгий, но справедливый. Кроме того, он никогда не давал в обиду своих подчинённых, а для того, кто делает первые шаги на государственной службе, это качество является бесценным.

Я попала в среду, где люди занимаются разработкой законодательства, новых информационных систем, различных методологий и др. И всем этим пользуются в своей деятельности как налогоплательщики, так и контролирующие органы. Вспоминаю, как мои коллеги, представляя мне коллектив, говорили: «Это Аягоз Амрина, она является разработчиком законодательства в сфере недропользования…». Каждый представляемый работник имел определенные достижения, которые в начале моего профессионального роста казались для меня недостижимыми.

Говорят: «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Так вот, мои коллеги своим профессионализмом и высокой степенью ответственности научили меня быть хорошим «солдатом», а потом привили мне желание стать «генералом». Здоровый карьеризм всегда является залогом успеха. Поэтому, например, во время важных государственных мероприятий, таких, как заседания рабочих групп, в том числе ЕврАзЭС, Таможенного союза и СНГ, я мечтала так же достойно представлять нашу страну, а потому старалась очень детально изучать суть вопросов и давать продуманные предложения на стадии подготовки материалов для заседаний. Надеюсь, мне это удавалось.

беседа, обсуждение, ConversationНеобходимо отметить, что первыми руководителями налоговой отрасли всегда были молодые, энергичные и креативные люди. Потому и отрасль отличалась успехами и высокими достижениями в своей сфере. Закостенелость в работе несвойственна в налогообложении, так как жизнь быстро меняется и нужно вовремя учитывать все изменения и развитие экономики.

Действовавшая на заре независимости, вплоть до 1995 года, система налогообложения была очень далека от совершенства. Необходимость в ускоренном режиме реформировать систему налогообложения была продиктована многими объективными причинами и, в первую очередь, коренными политическими и экономическими преобразованиями, нацеленными на скорейшее развитие рыночных отношений и построение привлекательного рынка, а также инвестиционной привлекательности нашей страны. Действовавшая налоговая система не стимулировала хозяйствующие субъекты к повышению деловой активности и развитию товарного производства, к внедрению дорогостоящих высокоэффективных технологий, поскольку у предпринимателей не было веры в завтрашний день. Поэтому привлекательным на тот период был бизнес, который сулил прибыль в кратчайшие сроки, а внедрение новых технологий и производств требует больших затрат и окупаемость таких проектов существенно дольше.

Кроме того, отпугивающе действовала наша налоговая система и на зарубежных инвесторов своим сугубо фискальным уклоном, нестабильностью, сложностью, громоздкостью и полным несоответствием общепринятым международным стандартам. Данные обстоятельства обусловили продолжение реформ налогового законодательства, результатом которых стало создание и введение в действие в июле 1995 года Закона РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Основными целями реформирования налоговой системы являлись ее максимальная простота, минимизация и сопоставимость налоговых ставок. В итоге, вместо действовавших в Республике Казахстан 45 видов налогов и сборов и еще 6 видов отчислений в так называемые целевые фонды осталось лишь 19 видов налогов и сборов.

Большая заслуга Главы государства заключается в мобилизации всех структур государственной власти на защиту бизнеса, сокращение налоговых ставок. Привлечение инвестиций — основа успешного развития любого государства. И Первый Президент, создавая необходимые условия для развития Казахстана, уделяет самое пристальное внимание основным «китам», на которых зиждется инвестиционная привлекательность — миру, стабильности и благоприятному налоговому законодательству. И если хранителем мира, согласия, стабильности в стране является детище Нурсултана Абишевича — Ассамблея народа Казахстана, то Налоговый комитет выступал и выступает генератором экономических стимулов для инвесторов.

В конечном итоге, ставки у нас оказались самые низкие среди стран СНГ, Европы, США, за исключением специальных юрисдикций, так называемых, оффшорных зон. Для удобства мы пытаемся сократить количество разъяснительных писем, прописав все в законе, чтобы было все понятно, четко и применялось ко всем одинаково. При разработке законодательства мы базировались на европейском опыте, а позже с учётом опыта США, Канады, Великобритании и других стран.

В ходе своей трудовой деятельности мне посчастливилось работать под непосредственным руководством Рахметова Нурлана Кусаиновича, Ануара Серкуловича Джумадильдаева, Андрея Григорьевича Хорунжего, Искакова Марлена Нурахметовича, Аргына Мыктыбаевича Кипшакова, Каната Ескендировича Баедилова. Каждый из перечисленных руководителей — это целая эпоха и новый уровень достижений.

В ходе работы каждый может столкнуться с непредвиденными обстоятельствами, но именно они учат нас нестандартному подходу в решении каких-либо проблем и достижению положительного результата. Под руководством Рахметова Нурлана Кусаиновича мы начали работу над разработкой нового закона о трансфертном ценообразовании. Во время прохождения процедуры согласования в Мажилисе Парламента я должна была заблаговременно сообщить о времени рассмотрения законопроекта, ожидая нашей очереди выступления. В тот день рассматривали несколько проектов. В связи с форс-мажором мне пришлось зайти в зал Мажилиса от Налогового комитета Министерства финансов без своего руководителя. К счастью, у депутатов не было вопросов. Все проголосовали единогласно «за», и когда я вышла и дрожащим голосом произнесла: «Вы, наверное, меня уволите», Нурлан Кусаинович в ответ заразительно рассмеялся и выразил слова благодарности за отличную работу.

Запомнилась работа под руководством Ертоле Кабдоллаевича Тулегенова. Это особенный человек, обладающий уникальными профессиональными качествами. Когда сфера трансфертного ценообразования уже была поставлена «на рельсы», под его руководством было налажено сотрудничество с источниками информации о ценах на сырье, что является одной из основ данного направления налогообложения. Он стимулировал креативность в работе, давал возможность высказать свое мнение и идеи. Это был бесценный опыт работы для меня.

Kazakhstan, University, Казахстан, университетБлагодаря тому, что работа строилась на взаимном доверии, я всегда старалась с честью и достоинством, на высоком профессиональном уровне выполнять возложенные на меня поручения.

Большим результатом деятельности налоговых органов стало приятие нового Налогового кодекса в 2008 году, включившего в себя достижения передовых стран в этой сфере.

Также, в период 2011-2014 годов, в рамках совместного со Всемирным банком проекта, был проведен тщательный анализ текущей ситуации налогового администрирования и получены рекомендации по его совершенствованию. В проекте участвовало 30 международных экспертов из Европы и США, изучено более 20-ти направлений налогового администрирования, и в настоящее время часть рекомендаций внедрена.

У меня нет никаких сомнений, что эти достижения не были бы возможными без профессионального состава работников. Все мы — составная часть большого механизма, и этого бы не было без профессиональной команды. Очень важно осознавать, что люди, работающие рядом с тобой, имеют те же взгляды на то, какой должна быть хорошо проделанная работа. Рада, что мне посчастливилось работать рядом с такими людьми, которые внесли весомый вклад в развитие и реформирование налоговой системы — Алмаз Шаймерденович Накипов, Бауржан Жанабекович Аймаков, Думан Кудайбергенович Амиреев, Нурила Дуйсенбиевна Усенова, Толганай Серикбаевна Ботаканова, Ляззат Рахимжановна Ережепова, Айсулу Касеновна Бурамбаева, Талгат Шариевич Мамаев, Руслан Мамытович Данияров, Смагулова Гульмира Амиргалиевна и др.

Не зря говорят, что налоговая система — это кузница кадров для всей системы государственной службы и бизнес-структуры.

Одним из показателей успеха нашей работы является наведение порядка в вопросах экспорта нашего сырья за рубеж путем разработки целого пакета актов, названного трансфертным ценообразованием, а в дальнейшем, и его совершенствования. Был поставлен заслон в разграблении страны путем дешевой продажи наших богатств аффилированным компаниям за рубежом и уклонения от налогов недобросовестными экспортерами. В сфере трансфертного ценообразования мы опередили многие страны.

Еще одной важной вехой стало слияние налогового органа с таможенным в одно единое ведомство. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 августа 2014 года № 933 «О ведомствах центральных исполнительных органов Республики Казахстан» Налоговый комитет и Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан реорганизованы путем слияния в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.

Указом Президента Республики Казахстан от 6 августа 2014 года упразднено Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) и функции по борьбе с экономическими и финансовыми преступлениями и правонарушениями переданы Министерству финансов Республики Казахстан.

Новое объединённое ведомство возглавил Даулет Едилович Ергожин — человек креативный, молодой, имеющий за спиной казахстанское и зарубежное образование, а также опыт работы в системе Министерства финансов. Цель создания Комитета госдоходов — повышение эффективности сбора государственных доходов при упрощении бизнес-процедур и обеспечении безопасности поставок на территорию Республики Казахстан.

В рамках интеграции проведены институциональные преобразования ведомства. Условно КГД можно разделить на 3 блока:
— налоговый блок;
— таможенный блок;
— служба экономических расследований.

Для реализации поставленных задач Комитетом разработана «Модель перспективного развития на 2015-2017 годы» и «План приоритетных задач Комитета» — это планы операционного управления деятельностью Комитета, мероприятия, которые синхронизированы с целями и задачами реформ, определенных в «100 конкретных шагах» реализации инициатив Президента РК Н.А. Назарбаева «5 институциональных реформ».

Слияние положительным образом сказалось в вопросах налоговых платежей и таможенных платежей, так как в рамках единого органа легче решать проблемы, возникающие по разным вопросам, например, платежи и сборы с экспортеров, которые облагались обеими структурами и, в случае чего, приходилось подавать жалобы в два госоргана.

Это стало отправной точкой на пути нового комплексного подхода к снижению преград для бизнеса и качественному улучшению администрирования доходов.

В связи с этим, в моей профессиональной карьере начался новый серьезный этап — блок работы в таможенной сфере. Департамент возглавляет Ерлан Кумарбекович Нурланбаев, который вносит неоценимый вклад в развитие отрасли благодаря большому профессиональному опыту.

казахи в Америке, казахи, Kazakhs in America, KazakhsПосле реорганизации в первую же очередь были приняты меры по сокращению налоговых проверок и совершенствованию оказания государственных услуг. Вторым этапом, реализуемым сегодня, является автоматизация, необходимость которой продиктована временем, и как неоднократно подчеркивает в своих выступлениях Лидер Нации: «Максимальная автоматизация деятельности ведет к ускорению процессов и сокращению издержек, что в итоге положительно сказывается на качестве деятельности в целом».

Если ранее постоянные очереди и хождение по кабинетам воспринимались как данность, то сегодня все это кануло в Лету после внедрения электронных сервисов. Для роста бизнеса современные тенденции требуют не только качественного и быстрого оказания государственных услуг, но и минимального вмешательства.

Кроме того, наши рубежи теперь оснащены современным оборудованием и программами, что упростило растаможку ввозимых товаров и сократило по времени эту процедуру до нескольких часов.

Отмена и пересмотр требований и сервисов проходит через призму моделирования бизнес-процессов. На первом этапе идет построение модели «Как есть», которая соотносится с пожеланиями и стремлениями. В последующем формируется вектор цели, под которую разрабатывается поэтапный план «Как должно быть».

Все проводимые Комитетом инициативы позволят снизить административные барьеры, сократить издержки для бизнеса (время/деньги), а также повысить эффективность в борьбе с теневой экономикой.

Также Комитетом совместно с международными институтами реализуются институциональные реформы, где проводится реинжиниринг бизнес-процессов, совершенствуется ИТ инфраструктура и кадровая политика.

За 25 лет налоговая система прошла серьезный путь становления, есть четкое видение того, как продолжить ее развитие. Реализация инициатив КГД будет способствовать дальнейшему упрощению таможенного и налогового администрирования и приведению их в соответствие с передовыми международными практиками, содействию международной торговле, сокращению уровня теневой экономики в Республике Казахстан, укреплению позиций Казахстана в мировых рейтингах и, как следствие, вхождению государства в 30 развитых стран мира.

Dostyk Magazine

Республиканский журнал

Комментировать

Щелкните здесь для публикации комментария