Хранители традиций

Как должна «звучать» столица

Музыка, казахская музыка, культура, казахская культура, домбра, Music, Kazakh music, culture, Kazakh culture, dombra

Известно, что культурное достояние народа складывается на основе двух коренных законов искусства — стремления к расширению диапазона художественных средств, к универсализации и стремления к повышению меры специфичности, к его индивидуализации. Диалог культур, вне сомнения, обеспечивает расширение пространства культуры, ее развитие и качественное изменение. Но парадокс состоит в том, что диалогичность культуры не отменяет и не отрицает ее своеобразия и специфичности, более того она способствует самоопределению культуры как целостной, самодостаточной и непохожей.

Этот тезис убедительно демонстрирует современная казахская музыка. Она очень разная — по стилю, направлениям, по своим истокам и предназначению, по художественно-эстетическим задачам, наконец, по характеру диалога, интертекстуальности. В многообразии казахской современной музыки сложно найти какое-либо явление, которое не коснулось бы диалога культур, порождающего взаимодействие различных музыкальных традиций. Вместе с тем во всех направлениях современного музыкального искусства Казахстана представлено своеобразие, связанное с отражением национального стиля.

Музыка, казахская музыка, культура, казахская культура, домбра, Music, Kazakh music, culture, Kazakh culture, dombraНа одной конференции, собравшей в зале Национальной академической библиотеки ученых и специалистов различных областей гуманитарных наук и искусствоведения, мне довелось выступить с докладом «Астана как объект музыкальных исследований». Для обсуждения проблем диалога тюркских культур предлагается совершенно другая тема «Звуковой мир современной казахской музыки». Но исследование музыкального текста города и общих основ звукового мира современной казахской музыки выявило взаимосвязь поставленных проблем, решение которых находится в плоскости диалога.

Как могут практически использоваться результаты исследования звукового мира современной казахской музыки в контексте бытия города-столицы?

Музыкальное наследие казахской культуры несет в себе представление о характере, о содержании звука казахской традиционной музыки. В музыковедении это представление обозначено словосочетанием «национальный тембровый звукоидеал». Для характеристики казахского звукоидеала ученые-этномузыковеды использовали понятие «коныр дауыс», встречающееся в народной терминологии. Дословно «коныр дауыс» переводится как «темный голос», а по смыслу означает — «мягкий, бархатный голос». «Коныр дауыс» применяют к характеристике звучания домбры и кыл-кобыза, по мнению ученых, двух основных и наиболее значимых для казахов музыкальных инструментов (А.Жубанов, Б.Сарыбаев, С.Утегалиева, Г.Омарова и др.).

Музыка, казахская музыка, культура, казахская культура, домбра, Music, Kazakh music, culture, Kazakh culture, dombraПо содержанию звукоидеал «коныр дауыс» означает характерное для степного человека состояние размышления наедине с собой и с природой, эмоциональный мир кочевника, сосредоточенный на внутренней жизни, с его сдержанным поведением и философским отношением к жизни. Полисемантическое понятие «коныр дауыс» включает базовое значение низкого регистра в звучании инструментов. Обычно это тихое, гулкое, матовое звучание, «несколько в дымке», «прикрытое», «глухое». Такое звучание инструментов само по себе, без мелодий и слов, уже создает некую звуковую среду, «внутреннюю слуховую настройку» (Б.Л.Яворский) для актуализации в памяти слушателя национальных образов и представлений. Через звучание домбры и кыл-кобыза, как носителей этнического и культурного слухового опыта, мы слышим то, что по убеждению И.Земцовского, называется «очевидное».

Подобные этнические звукоидеалы существуют и в других национальных культурах. Из очевидных и широко известных примеров этносемантической актуализации можно назвать современное звучание армянского дудука, якутско-тувинского горлового пения. По аналогии с «эпическим кодом», как бессознательно выработанной в словесном искусстве традиции правил и ограничений, это — некие коды музыкальной культуры, которые мы читаем через восприятие звуков. Б.Асафьев назвал их «интонационным фоном», а Е.Назайкинский — «этнографическим тембром».

На наш взгляд, звукоидеал «коныр дауыс» обладает тремя важными свойствами. Во-первых, сложившееся в музыковедении и вышеизложенное представление о нем отражает, главным образом, сегодняшнее представление о прошлом. То есть, значение его как носителя национальной сущности относительно, это не неизменная характеристика. Во-вторых, национальный звукоидеал рассматривается как система объективных характеристик музыки, не ограничивающаяся только тембром. В-третьих, под национальным звукоидеалом имеются в виду, прежде всего, те тембровые свойства, которые обусловлены инструментальной культурой.

С конца 1980-х годов заметно и исключительно важно выдвижение в музыкальной практике древнего казахского инструмента кыл-кобыза, который в прошлые десятилетия был «забыт» в силу его сакральной природы. В это время на концертную сцену начинают выходить солисты кыл-кобызисты (Р.Оразбаева, С.Акмолда и др.). На кыл-кобызе теперь исполняют не только традиционные кюи, но и оригинальные произведения и обработки, написанные современными композиторами (К.Шильдебаев. Кюй «Кара-Кемер»). Функционирование кыл-кобыза в современной культуре свидетельствует об утверждении этнографического восприятия и аутентичного осмысления как общей тенденции исполнительства на традиционных инструментах. Таким образом, доминантность звукоидеала явилась одним из важных факторов современного развития исполнительства на домбре и кобызе, превращению его в самостоятельную область творчества и продолжением в новых условиях культуры традиционного сольного инструментального искусства.

Оба инструмента стали основой для развития оркестрового и ансамблевого музицирования на народных инструментах, то есть для образования новой жанровой области казахского музыкального искусства ХХ века. С 1930-х годов в казахской культуре наряду с сольным традиционным исполнительством стали зарождаться формы ансамблевого и оркестрового исполнительства на народных и академических европейских инструментах. До рубежа двух эпох этот вид оркестровой музыки получил колоссальное развитие и сегодня переживает период настоящего расцвета. Можно сказать, что это — продукт современного диалога культур.

Начиная с 1970-х годов, в музыке для оркестра казахских народных инструментов художественно-эстетическая ситуация меняется. Благодаря деятельности оркестра «Отрар сазы», состав и координация самостоятельных групп этого типа оркестра претерпевают видоизменения. Тембровые краски становятся более многообразными. В среде музыкантов и слушателей практика этого оркестра в большой степени определила специальное внимание к многообразию тембрового состава оркестра и к отражению в его звучании национального звукоидеала. Примером интерпретации национального звукоидеала в оркестровой музыке являются поэмы «Махамбет» Н.Тлендиева и «Фараби сазы» К. Кумысбекова.

Музыка, казахская музыка, культура, казахская культура, домбра, Music, Kazakh music, culture, Kazakh culture, dombraВ 1980-е и 1990-е годы музыка для оркестра казахских народных инструментов стала по существу играть самостоятельную роль, равноправную с музыкой для симфонического оркестра и достигла в своем развитии определенного рубежа. Наряду с произведениями, показывающими различную степень обработки и переработки народных песен и кюев, именно в это время стали создаваться оригинальные произведения, обладающие всеми свойствами индивидуального и неповторимого композиторского опуса (Н.Тлендиев, К.Кумысбеков, О.Несипханов, Ж.Тезекбаев и др.).

Параллельно происходило развитие ансамблевых форм музицирования на фольклорных инструментах. Они получили небывалый расцвет и определили новую ступень развития казахской инструментальной культуры. Ансамбли казахских народных инструментов на сегодня представлены самыми разными по составу, предназначению и статусу музыкальными коллективами. Как художественное явление, они также требуют специального изучения. Я позволю обратиться в качестве примеров к ансамблевой практике последнего десятилетия, сложившейся в музыкальной жизни Астаны и концертной деятельности Казахского национального университета искусств.

Инструментальные ансамбли казахских народных инструментов представлены однородными и разнородными составами. Однородные ансамбли («Серпер», «Назерке»), как правило, в силу своей структуры не несут функцию сохранения и развития тембрового звукоидеала в качестве главного и внутреннего свойства исполнительского стиля, репертуара и интерпретации. Этнографизм, как художественная задача, достигается внешними способами (этнодизайн концертного костюма, виртуозные приемы игры с применением движений корпуса и инструмента и т.д.).

В разнородных ансамблях («Ак жауын», «Тлеп», «Шат») диалогический принцип строения подчеркивает тембровое многообразие, и звукоидеал «коныр дауыс» выступает одним из важных выразительных средств, создавая прямые образные и культурно-исторические ассоциации. Как ни парадоксально для сольной (т.е. однотембровой) специфики казахской традиционной музыки, но этническая сущность музыки ощущается именно при звучании разнородного ансамбля. Роль развивающихся форм ансамблевого и сольного музицирования на народных инструментах состоит в том, что под их воздействием произошло последовательное усиление тембровой стороны в оркестровой музыке и отражение в ней звукоидеала «коныр дауыс».

Эстетика казахского национального искусства обусловила введение одного либо нескольких народных инструментов в инструментальный состав академического оркестра или ансамбля. Композиторы используют разнообразные инструментальные и оркестровые составы с введением народных инструментов на равноправных началах (А.Раимкулова, А.Бестыбаев, Ж.Тезекбаева и др.). Стилевые черты тембровой музыки проявляются также в симфонии «Шакарим» С.Еркимбекова (2010) с естественным звучанием домбры, передающим национальный звукоидеал «коныр дауыс», его характерный эмоционально выразительный мир размышления, раздумий, погружения в себя. Домбра — тембр-метафора, как авторский голос художника, поэта и философа Шакарима, вплетена в тихое, медленное повествование.

Музыка, казахская музыка, культура, казахская культура, домбра, Music, Kazakh music, culture, Kazakh culture, dombraТаким образом, приведенные нами различные формы отражения казахского звукоидеала в пределах ансамблевого и оркестрового музицирования показывают тембровый аспект выразительности как самостоятельный вид национальной идентичности. Знания о тембровом звукоидеале, полученные в этномузыковедении, позволяют полнее раскрыть художественные достоинства композиторского творчества и задачи исполнительского искусства, а в совокупности все это имеет широкое практическое значение, так как может способствовать этнокультурному воспитанию слушателя.

Окружающая нас среда города — это не только архитектура, но и акустическая среда, внешнее пространство звуков. Оно играет важную роль в развитии Астаны как символа национальной независимости. Поскольку музыкальное искусство обладает яркой и сильной национальной стилевой ориентацией (а это показывают различные формы отражения национального звукоидеала в современной казахской музыке), сознательное созидание звукового пространства может способствовать формированию национального самосознания.

Астана должна иметь свою звуковую ауру, в пространстве города должны быть звуковые воплощения, определяющие ее своеобразный колорит как евразийской столицы. Тембровый звукоидеал, по нашему мнению, должен быть в этом музыкальном тексте города ключевым словом. В подобном решении звукового пространства города музыкальное искусство будет выполнять не только утилитарную, прикладную, но и очень важную воспитательную функцию — способствовать формированию настоящих граждан, патриотов, гуманистов.

Развитие Астаны и ее будущего как центра тюркской культуры предоставляют очень много возможностей для практической реализации звукового оформления в соответствии с национальным звуковым идеалом. У каждой столицы есть особый национальный колорит, который ни с каким другим городом на земле не спутаешь и свой неповторимы «голос». Так как же будет звучать наша столица, дорогая нам всем Астана?…

Умитжан ДЖУМАКОВА,
доктор искусствоведения, профессор
Казахского национального университета искусств

Dostyk Magazine

Республиканский журнал

Комментировать

Щелкните здесь для публикации комментария