Одна страна – одна судьба

«От мира науки» к «миру жизни»

Казахстан, казахи, наука, образование, духовность, воспитание, Kazakhstan, Kazakhs, science, education, spirituality, upbringing

В современной школе мы сталкиваемся с печальным фактом отсутствия подлинно национального воспитания подрастающего поколения. Эта проблема является важной на протяжении продолжительного времени. Не случайно К.Д.Ушинский не раз с болью в сердце обращался к ней. Есть над чем размышлять и сегодня. Как следует воспитывать детей? Н.Д.Никандров замечает: «… Бесспорно, что времена навязываемого сверху безбожия исказили духовность, ожесточили души многих, принесли в мир зло и насилие». Известный русский мыслитель И.А.Ильин пишет о необходимости бороться с национальным обезличиванием детей: «надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству были НАЦИОНАЛЬНЫМИ».

Духовный, внутренний мир ребенка действеннее формируется под воздействием религиозно-нравственного воспитания, которое, конечно, желательно начинать если не в дошкольном, то в младшем школьном возрасте. По рекомендации К.Д.Ушинского в этом же возрасте вместе с азбукой ребенок должен усваивать язык, природу, географию и историю своей ближайшей Родины. Великий педагог пишет: «Это он должен знать как человек и гражданин, точно так же, как и первые основания своей религии». Не приходится удивляться, что К.Д.Ушинский одним из важных элементов народности называет религию. Это характерно не только для русского народа, но и для народов других стран.

Казахстан, казахи, наука, образование, духовность, воспитание, Kazakhstan, Kazakhs, science, education, spirituality, upbringingС прогрессивными русскими мыслителями В.Г.Белинским, Н.И.Пироговым, К.Д.Ушинским, их идеями о ценности общего и специального образования, гуманистической цели воспитания, народности образования был солидарен выдающийся педагог конца XIX-начала ХХ вв. П.Ф.Каптерев. Он прямо указывал на источники возникновения и формирования народных идеалов: народный язык, религия, народная история, семья, быт, общественно-политическое устройство. Эти факторы, составляющие основы народности, воздействуют на формирование личности стихийно, с момента рождения, в семье; в школе же они приобретают целенаправленный характер. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир. Язык является главным элементом народности, посредством него происходит формирование ума и чувств детей по народному общему типу: «усвоение народного языка есть усвоение народной души, духовное приобщение себя к тому великому целому, которое называется известным народом и говорит на известном языке; усвоить народный язык значит усвоить известную культуру, приобретенные народом знания, а вместе и народный способ мышления». В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая память.

«Именно язык является базовой символической средой функционирования этничности и, следовательно, посредством этнической самоиндентификации он формирует и национальное самосознание». Поэтому большое значение имеет изучение родного языка, знакомство с произведениями отечественных писателей.

П.Ф.Каптерев указывал на необходимость существования народных религиозных идеалов. Подчеркивая, что поскольку религия является важным фактором в жизни человека и истории народа, то школа должна взять на себя заботы о просвещении религиозного сознания учащихся. Необходимо отметить, что П.Ф.Каптерев различал церковно-религиозное и религиозное воспитание: «Церковно-религиозное воспитание есть воспитание в духе известного вероисповедания, известной церкви и даже известной народности». Религиозное же воспитание в собственном смысле слова заключается в учении о Боге, о смысле и задачах жизни. Религиозное воспитание предполагает знакомство с историей религии, со значением религии в истории человечества, с народным вероучением, с историей философии, различными философскими системами. Нельзя навязывать известные религиозные воззрения, необходимо свободное религиозное развитие, личное свободное построение и понимание. История религии должна, по убеждению П.Ф.Каптерева, составлять необходимый предмет образовательного курса средней школы, так как без этого нельзя быть образованным человеком и глубоко усвоить национальные ценности духовной культуры.

Если человек научится любить и уважать свое Отечество, свою культуру и религию, то ему будет проще усвоить, принять и понять ценности других народов мира. Но фундамент будет у него прочный — свой национальный. Этого хотят и добиваются все народы мира.

Современная психология говорит, что душа человека не выносит пустоты, и она заполняется если не подлинной духовностью, то ее подобием, но со знаком минус. Нечего удивляться, что получают распространение тоталитарные секты, порнография, фильмы ужасов, примитивная музыка и т.д.

Казахстан, казахи, наука, образование, духовность, воспитание, Kazakhstan, Kazakhs, science, education, spirituality, upbringingТаким образом, можно утверждать, что мыслители и педагогики прошлого и настоящего поднимают вопрос национального воспитания подрастающего поколения, отдавая предпочтение именно религиозно-нравственному его аспекту, одному из главных элементов народности.

Сегодня значение религии в воспитании нравственности и духовности никто оспаривать не станет. Казахстан — многонациональное государство, поликонфессиональный регион, который может служить примером мирного сосуществования и развития разных народов, взаимосвязи и взаимообогащения мусульманской и православной культур, веротерпимости и национального согласия. Наша цель — воспитать людей с ненасильственным поведением по отношению к природе, обществу, людям. Особенно важным является взрастить в детях уважение к взглядам и убеждениям людей различных наций, вероисповеданий. Идея толерантности, терпимости к религиозному, национальному своеобразию характера мышления и образа действий людей должна быть одной из определяющих в национальной системе воспитания.

Православная и мусульманская культуры обладают богатейшим нравственным и духовным потенциалом, сохраняют и развивают педагогические традиции. Основная цель интеграции культурно-нравственных ценностей традиционных религий и школьного воспитания — формирование духовной культуры школьника, которая должна быть одной из главных характеристик личности.

Многолетняя борьба с религиями, в том числе и с исламом, привела к тому, что почти ликвидирован религиозный контекст воспитания. Атеистическая пропаганда пыталась вычеркнуть из сознания людей целый пласт мировой культуры, гуманистическое учение Корана, несущее любовь, веру, терпение, сострадание, добро. «Делая добро, — записано в Коране, — не будь корыстолюбив, ради Господа твоего будь терпелив».

В настоящее время Коран перестал быть опальной книгой и для взрослых, и для детей. Совершенно очевидно, что задачу религиозного просвещения молодого поколения школа должна выполнять ненавязчиво, тонко, мудро, обогащая разум юного человека сокровищем мусульманского учения, изложенного в Коране, и христианского — в Евангелии и т.д.

Казахстан, казахи, наука, образование, духовность, воспитание, Kazakhstan, Kazakhs, science, education, spirituality, upbringingИслам и проповедуемая им нравственность не только не противоречат общечеловеческим ценностям, а, напротив, способствуют их закреплению, подводят молодежь к непреложной истине: только вера, чистые помыслы, высокая нравственность есть опоры в любых, даже самых неразрешимых обстоятельствах.

На особую миссию религии в духовной, нравственной жизни человека указывает весь путь развития мировой культуры. Обращение к идее бога многими великими мыслителями практиковалось как путь к нравственному очищению, самосовершенствованию, как нелегкая, требующая огромной духовной самоотдачи, работа человека над самим собой. Примером могут служить вся жизнь и творчество Ахмета Яссауи, творения Юсуфа Баласагуни, Льва Толстого, Абая Кунанбаева. В «Книге слов» А. Кунанбаев пишет: «Доказательством существования единого и всемогущего Бога является то, что многие тысячелетия на различных языках люди говорят о существовании Бога, и сколько бы ни было религий, все считают, что Богу присущи любовь и справедливость… Веруя и поклоняясь сами, мы не вправе сказать, что можем заставить верить и поклоняться других. Начало человечности — любовь и справедливость… В ком господствуют чувства любви и справедливости — тот — мудрец, тот — учён. Мы не способны придумать науку, мы можем только видеть, осязать созданный мир и постигать его гармонию разумом».

В «Концепции этнокультурного образования» говорится, что государственное образование не ставит целью формирование религиозного сознания, но вправе дать знание истории мировых религий. Религия есть неотъемлемый компонент духовности народа, без представлений о религиозных ценностях, имеющих нравственное и эстетическое значение, знание народа будет неполным, ущербным. Тем более, что обращение к мировым религиям показывает не только различие, но и общность нравственных устремлений, духовных исканий, эстетических норм народов, населяющих наше государство.

В аспекте духовно-нравственного воспитания детей интересен опыт немецких педагогов. В современной Германии обращает на себя внимание приземлённость и жизненная направленность вех общественных дисциплин. Так, например, на уроках истории изучается не только общая история, но и локальная, т.е. история соответствующих земель (Бавария, Тюрингия, Гессен и т.д.). В учебниках политологии, главная цель которой — воспитание будущих граждан к активному участию в политической жизни страны, разрабатываются такие темы, как: социология личности, социальное расслоение общества, политика и право, равноправие этнических групп, равноправие женщин, экстремизм — радикализм — демагогия и др. На занятиях по философии, наряду с историей и основными понятиями философии, рассматриваются также такие вопросы, как: что такое человеческое достоинство; я и другие; философия религии, культура и философия и т.п..

В германских школах проводятся специальные занятия по нравственному воспитанию. Особое место в нравственном воспитании школьника занимает религия, которая является обязательным предметом обучения и включена в стандартные программы общего образования.

Казахстан, казахи, наука, образование, духовность, воспитание, Kazakhstan, Kazakhs, science, education, spirituality, upbringingТак, в учебных планах основной школы, реальной школы и гимназии в 5 — 10 классах (земля Северный Рейн — Вестфалия) занятиям по религии отводится два часа в неделю. На уроках религии учащимся даётся широкое представление о духовном мире людей. Приведём некоторые темы из учебной программы по религии: история религии, мировые религии (ислам, буддизм, иудаизм), религия и искусство, религия и современная жизнь, воспитание критического мышления на уроках религии и даже юмор в Библии.

В январе 1995 года правительство федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия приняло решение ввести в 5 — 7 классах занятия по исламской религии с тем, чтобы сохранить влияние фундаменталистских течений и способствовать интеграции мусульман. С середины 1995 года такие уроки были введены в 1 — 10 классах в землях Гессен и Рейнланд — Пфальц. В Баварии уроки ислама являются обязательным предметом в 1 — 5 классах для турецких детей исламского вероисповедания. В землях Баден — Вюрттемберг, Берлин, Бремен, Гамбург, Нижняя Саксония, Заарланд и Шлезвиг — Хольштейн для детей-иностранцев на уроках по родному языку также преподаётся ислам.

С 1983 года в земле Северный Рейн — Вестфалия, в которой проживает 800 000 из 2,2 миллионов мусульман в Германии вообще, преподаются уроки ислама в начальной школе. Посещение дополнительных занятий по родному языку является добровольным. Занятия проводятся турецкими учителями на турецком языке. Учебные планы, разработанные в сотрудничестве с турецким министерством воспитания, предусматривают не изучение веры, а получение информации об исламе. Центральный Совет мусульман в Германии приветствовал введение уроков ислама, однако высказал мнение о том, что эти уроки должны проводиться на немецком языке, чтобы государственный надзор над школьным образованием мог препятствовать националистическому содержанию занятий.

Все человеческие культуры указывают на основную потребность человека — религиозность. В современном германском обществе значение церкви как управляющей религией стало в последнее время слабее, прежде всего, среди молодого поколения. Но их потребность в связи с миром, идеологией или религией по-прежнему существуют. Многие молодые люди не знакомы с Библией, не ходят в церковь, но они чувствуют значимость обеих. Пауль Тиллих как-то сказал: «Бог — это то, что непосредственно касается всех людей». Это значит, что вопрос о Боге, религия — неотъемлемые составные части полноценной человеческой жизни.

Немецкие ученые считают, что недооценка значения религии в плюралистическом обществе оставила пробелы, которые нужно восполнить воспитанием ценностей. Школы Германии предлагают уроки религии, где информируют о всех мировых религиях, что способствует воспитанию общечеловеческих ценностей или в качестве альтернативы предлагают уроки этики и морали. В федеральной земле Бранденбург было проведено исследование в потребности таких занятий: 85% учеников и родителей отдали предпочтение учебному предмету «Этика и мораль» и только 23% — «Религии». По их мнению, урок этики считается объективнее, либеральнее и современнее, чем урок религии. Бывшим министром культуры и образования земли Бранденбург Марианной Биртлер было предложено ввести предмет «Организация жизни, этика, религия». Другие федеральные земли, как Гамбург, пришли к компромиссу: преподавать религию только на определенных ступенях обучения как предмет по выбору и не оценивать знания учащихся или поручить преподавать этот урок не учителям, а пасторам и священникам.

По мнению педагогов Германии, обязательное религиозное воспитание не подходит больше к современному обществу, а также не к каждой возрастной группе. Например, считается, что религию преподают в неподходящем пубэртетном (переходном) возрасте, а было бы лучше делать это позже или раньше. Однако никто не возражает против урока религии, как воспитывающего нормы и ценности. Ничто общепризнанное не пришло на место религии, которая ранее была широко распространена в Германии и охватывала большую часть населения. Воспитание ценностей, не как учебный предмет, а как принцип обучения и воспитания, должно выступить на месте предмета религии, чтобы молодые люди, у которых все еще существует религиозная потребность, не искали другую «замену» Богу, которую предлагают служители черной мессы, оккультные группы, сомнительные молодежные секты и политические радикальные силы.

В федеральной земле Мекленбург — Передняя Померания испытывается новый подход. В качестве альтернативы к занятиям по религии учащиеся могут выбирать философию. Половина учеников младших классов здесь решилась в пользу занятий по религии, а другая половина — в пользу философии. В земельном министерстве культуры и образования имеются учебные планы для занятий по философии для мекленбургских начальных школ для учеников с первого класса. Учебные планы по этому предмету ориентируются на четыре основных вопроса, сформулированных философом-просветителем Иммануилом Кантом (1724-1804): Что мы можем знать? что мы должны знать? на что мы смеем надеяться? Что это такое — человек?

На занятиях ученики на конкретных примерах исследуют эти вопросы. Главное место отводится практическому философствованию: играм с распределенными ролями, рисованию, взаимному практическому опрашиванию и чтению наглядных текстов.

Дети действительно умеют мыслить философски, хотят, чтобы им помогали развивать способность удивляться и задавать вопросы. Так считают философы и ученые-педагоги Германии. Значение и польза философских занятий с детьми обсуждалась в рамках конференции «Детская философия». Наивные детские вопросы как, например, «Когда это — сейчас?», «Откуда происходит человек?» или «Где живет Бог?», отражают изначальную потребность человека в размышлениях о самом себе и смысле своей жизни. Родители и учителя не должны убивать эту основную потребность в зародыше, отмахиваясь от таких вопросов, не проявляя к ним интереса. В ребенке, чувствующем, что к его вопросам прислушиваются, будут рано воспитаны задумчивость и чувствительность. А это может сказаться на его будущем окружении и обществе только положительно.

Во всех других федеральных землях занятия по философии в школах называются «этикой». Учащиеся могут выбирать этот предмет в качестве альтернативы к занятиям по религии только с 9-го класса.

Казахстан, казахи, наука, образование, духовность, воспитание, Kazakhstan, Kazakhs, science, education, spirituality, upbringingНо сторонники занятий по философии, как, например, Эккерхарт Мартенс, профессор дидактики философии Гамбургского университета, хотят, чтобы ученики занимались не только моральными вопросами. Посредством вопроса «Что мы можем знать?» они должны подходить к теоретической философии. Лучшие занятия по этике — это занятия по философии, считает Э.Мартенс. Философия рано приучает детей к размышлениям и логическому обоснованию своих взглядов. Это, в свою очередь, противодействует ранней выработке предубеждений, не имеющих рационально постижимой основы, то есть предвзятых взглядов, как, например: иностранцы — не такие люди, как мы, поэтому «я» против «них». Именно в плюралистическом обществе, в котором практически не осталось ценностей, общих для всех, школа должна взять на себя трудную задачу помогать детям в их естественном поиске правды и поиске ценностей.

Постепенно и у нас приходит понимание важности изучения национальной философии. Философская мысль казахского народа существовала в форме религии, поэзии, назиданий. Выразителями национального духа были поэты, акыны, жырау, бии, политики, батыры. В своих произведениях они осмысливали добро и зло, справедливость и несправедливость, утверждали свободу мысли, воспитывали народ в духе патриотизма и т.д. В творчестве акынов и жырау уделялось внимание целостному представлению о мире, правильному пониманию социальных проблем, закономерностей развития общественных отношений. И самое главное, поднимаемые ими проблемы были тесно связаны с практической жизнью, образом их существования. «Философия — не только рациональное восприятие мира, она есть размышления, переживания о мире, о себе, о своем месте в мире. Другими словами, это способ отношения человека к миру, к самому себе». Перед учителями и преподавателями «стоит глобальная задача — преодоления «мира науки» от «мира жизни», преодоление отчужденности «мира философии» от «мира человеческого бытия». В основу преподавания философии как в средней, так и в высшей школе должны быть положены тезисы: «философия как работа человека над самим собой», «как личностная форма обретения путей восхождения и мудрости». Преподавание философии имеет смысл только в контексте духовно-практических шагов по самовоспитанию личности.

Государство в целом, а система образования в частности, переживают очень важный период, когда крайне необходимо новое видение культуры, человека и человеческих ценностей, а также сущности и задач обучения и воспитания, следовательно, нужна разработка и новой стратегии деятельности и прежде всего в сфере образовательной. Не нужно готовить узких специалистов. Нужно, чтобы люди ориентировались в пространстве современной культуры.

История свидетельствует, что народы выдерживают любые эксперименты над собой, но при этом сохраняют национальные и общечеловеческие ценности потому, что основные законы жизни, совместного существования, выживания определяются ценностными отношениями. Ядром их выступают собственно духовные ценности, которые преломляются и преображаются в национальном самосознании, характере, культуре, взаимоотношениях. Восторжествование их в нашей жизни определит духовность общества в целом, каждой личности в отдельности, цивилизованность страны, жизнь и судьбу подрастающего поколения в XXI веке.

Бахытгуль ЖЕТПИСБАЕВА,
ст. преподаватель кафедры теории немецкого и французского языков
КарГУ им. Е.А.Букетова.

Dostyk Magazine

Республиканский журнал

Комментировать

Щелкните здесь для публикации комментария