Многоликий мир

Ромео из Ташкента

Рустам Сагдуллаев, Рустам, Сагдуллаев, актер, Rustam Sagdullaev, Rustam, Sagdullaev, actor

Рустам Сагдуллаев побывал в гостях у своих друзей в Алматы и любезно согласился ответить на вопросы нашего внештатного корреспондента Зайтуны Джандосовой.

Антуан де-Сент-Экзюпери говорил: «Все мы родом из детства». Еще подростком Вы впервые снялись в главной роли в фильме «Канатоходцы» Равиля Батырова с участием великого казахстанского актера Нурмухана Жантурина и других маститых актеров СССР. Как Вам работалось с ним? Какой главный урок Вы извлекли для себя от общения и работы с ним?

Да, действительно, в 1963 году, в возрасте 13-ти лет мне посчастливилось впервые переступить порог киностудии «Узбекфильм» и войти в творческую реку кинематографа. В нашу реку «Анхор», о которой я Вам расскажу позже. Меня утвердили на главную роль в фильме моего крестного отца в кино кинорежиссера Равиля Батырова под названием «Канатоходцы». Представляете, из тысячи претендентов именно меня утвердили на главную роль в захватывающем фильме с ярким сценарием с басмачами, погоней в пустыне и другими, не менее яркими, составляющими сюжета фильма?! Помимо Нурмухана Жантурина, мастера создания потрясающих образов во всех фильмах с его участием, которые я неоднократно пересматривал с восторгом, в фильме снимались Народный артист СССР Раза Хамраев и целая плеяда других замечательных актеров. Тогда впервые на съемочной площадке я понял, что такое партнерство в кино. Потрясающее партнерство! К сожалению, в современных фильмах этого не наблюдается, нет не только партнерства, но и глаз партнера не увидишь. Я безмерно благодарен Нурмухан-аға за то великое партнерство великого актера, которое он мне дал в далеком шестьдесят третьем году прошлого века.

Рустам Сагдуллаев, Рустам, Сагдуллаев, актер, Rustam Sagdullaev, Rustam, Sagdullaev, actorКак сейчас работает киностудия «Узбекфильм», вернее, в каком статусе? Остается ли она компанией с государственном финансированием? К сожалению, в Казахстане киностудия «Казахфильм» им. Ш.Айманова стоит сегодня в списке государственных предприятий, подлежащих приватизации в соответствии с Постановлением Правительства РК № 1141 от 30 декабря 2015 года.

Я впервые слышу об этом. Не знаю, хорошо ли это, поэтому не берусь судить. В Узбекистане киностудия «Узбекфильм» существовала, существует и будет существовать за счет постоянной поддержки государства и в статусе государственного предприятия. Даже в самые тяжелые времена, когда был развал Союза, киностудия продолжала снимать по 2-3 фильма в год, хотя при Союзе снималось до двадцати фильмов в год. И когда, бывая на международных кинофестивалях, я говорил о том, что киностудия, несмотря на трудности, продолжает снимать фильмы за счет государства, все принимали это с большим уважением. Снимать в то время и снимать сейчас — это большая разница. Хорошо, что молодежь подтягивается и снимает фильмы. Много лет подряд вместе с казахстанским актером Асанали Ашимовым мы представляли наши фильмы на Всемирных кинофестивалях. Мы дружим с ним семьями. К сожалению, с огромной горечью и скорбью, я узнал тяжелую весть о том, что не стало актера от Бога, моего друга Ментая Утепбергенова, этого поистине выдающегося человека. Он не боялся критиковать себя, понимал и ценил юмор. И он был совершенно особенным актером… У него очень талантливые дети, уже зарекомендовавшие себя как кинорежиссеры и сценаристы.

Рустам Сагдуллаев, Рустам, Сагдуллаев, актер, Rustam Sagdullaev, Rustam, Sagdullaev, actorМы, актеры кино, хотим сниматься всегда, но, к сожалению, наша актерская судьба — это сидеть и ждать, когда режиссер пригласит на роль. В театре, конечно, проще: если ты востребован, если зрители тебя ждут в новых постановках, то можно играть до преклонных лет, не боясь остаться без работы.

Авторское отступление:

18 декабря 2016 года на телеканале «Мир 24» /Новости/ был показан репортаж из Армении о том, что 10 лет назад «Арменфильм» приватизировали. За эти десять лет не было снято ни одного фильма, киностудию довели до разрухи. Теперь собираются вернуть киностудию в государственную собственность и заново продвигать бренд «Арменфильма». Не хочется думать, что эта же участь ждет и киностудию «Казахфильм» в случае ее приватизации. Неутешительный пример с армянской киностудией может служить предостережением для тех, кто решает сейчас судьбу флагмана казахстанской киноиндустрии в сфере национального киноискусства — важнейшей части идеологии государства.

(См. репортаж из Армении о вышеизложенном на сайте телеканала «Мир24» по ссылке новостей www.mir24.tv за 18 декабря 2016 г.)

Рустам Сагдуллаев, Рустам, Сагдуллаев, актер, Rustam Sagdullaev, Rustam, Sagdullaev, actorКакая из Ваших многочисленных наград за успехи в кинематографе наиболее Вам дорога?

Самая главная награда актера — это признание зрителей. Каждый актер мечтает, чтобы его заметили и отметили его успех в картине. Для меня очень дорога награда имени выдающегося актера театра и кино Павла Луспекаева «Госпожа Удача», которую мне вручили в Анапе на Международном кинофестивале несколько лет назад. До меня этой высокой награды были удостоены известные актеры Донатас Банионис, Иннокентий Смоктуновский, Георгий Жженов и другие, не менее маститые, актеры.

Рустам Сагдуллаев, Рустам, Сагдуллаев, актер, Rustam Sagdullaev, Rustam, Sagdullaev, actorВы снялись в роли Ромео в художественном фильме Леонида Быкова «В бой идут одни „старики“». Как Вам работалось с ним?

В 1973 году я снимался в картине Равиля Батырова «Мой добрый человек» в главной роли. И вот однажды на съемочную площадку прилетел из Киева второй режиссер фильма «В бой идут одни старики» киностудии имени Довженко, чтобы пригласить меня в Киев на кинопробы фильма. Я сказал, что с удовольствием попробовал бы себя на роль, но это решает режиссер фильма, в котором я сейчас снимаюсь, и показал на Равиля Батырова. Они переговорили между собой. Равиль Исмаилович подозвал меня к себе и, пытливо заглядывая мне в глаза, спросил: «Ну что, полетишь в Киев на пробы к Леониду Быкову?» Все знают, что, как правило, режиссеры, у которых актеры снимаются постоянно, не хотят отпускать их от себя и стараются задействовать их, хотя бы в эпизодических ролях, в своих картинах. Но слава Леонида Быкова, как выдающегося кинорежиссера, гремела уже тогда и для каждого актера было честью сниматься в его фильмах. Равиль Исмаилович Батыров, понимая это, сказал мне: ну давай, лети в Киев вместе со вторым режиссером Леонида Быкова. От счастья я был на небесах, более того, график съемочных дней Батыров согласовал со мной, чтобы я успевал сняться и в Киеве, и в Ташкенте. Леонид Быков, как только на киностудии Довженко я переступил порог его кабинета, встал со своего кресла и с доброй улыбкой на лице пошел ко мне навстречу, пожал руку и обратился ко мне на «вы». Это обращение ко мне, младшему по возрасту, смутило меня. Я попросил его обращаться ко мне на «ты», как принято у нас на Востоке. Он предложил мне ознакомиться со сценарием, прежде чем дать согласие. Но я ответил, что готов участвовать в пробах наравне со всеми претендентами на эту роль, не читая сценарий. На что Леонид Быков ответил мне, что «проб не будет, если ты даешь согласие, я утверждаю тебя на роль Ромео». Работать с ним было радостно и легко, он с большим уважением и трепетно относился ко всем участникам фильма. Вы, наверное, заметили, что в отличие от других актеров, участвующих в фильме, во многих эпизодах, когда другие актеры были в пилотках или без головного убора, я всегда был в шлемофоне, из-за параллельных съемок на Узбекфильме, так как там у меня по роли должны были быть длинные волосы. И только когда съемки в Ташкенте были завершены, я появился в фильме Быкова коротко стриженным и в пилотке. А до того, я курсировал часто на самолете между Киевом и Ташкентом, успевая сняться в двух городах. И Леонид Быков тоже строил свой график съемки, исходя из графика кинорежиссера Батырова. Это замечательный пример режиссерской солидарности и мудрости двух маститых деятелей кино. И когда я вернулся со съемок в Киеве в Ташкент, Равиль Батыров спросил у меня с серьезным видом: «Ну, как прошли съемки?» Выслушав меня, с гордостью сказал: «Ладно, ладно, я знаю, и мне Леонид Быков нравится! И если моего актера, моего, можно сказать, сына в кино, приглашает такой маститый режиссер, для меня это огромная честь, и я не мог ему отказать».

Рустам Сагдуллаев, Рустам, Сагдуллаев, актер, Rustam Sagdullaev, Rustam, Sagdullaev, actorПосле премьеры фильма «В бой идут „старики“», сыграв роль смелого и влюбленного летчика Ромео, Вы на следующий день стали знаменитым на весь Союз. И на всем пространстве СССР, наверное, не было ни одной девушки, которая заочно в Вас не влюбилась?

Я так не считаю, ведь в то время мы не были избалованы любовью зрителей, как это происходит сейчас. Сейчас начинающий актер, снявшись в сериале десять минут в эпизодической роли, зачастую может возомнить себя звездой. В наше время такого не было. Я снимался с Машковым в фильме о Распутине, в Марокко, в фильме «Невеста с Севера» и при этом, ничего подобного мне и в голову не приходило. У нас был один автобус на всю команду актеров. Мы перетягивали холстину или простыню, разделяя салон на две части. С одной стороны переодевались и гримировались женщины, с другой мы, мужчины. Народные артисты СССР переодевались и гримировались в холодном салоне автобуса и при этом никто не жаловался. А фильмы какие замечательные снимались! А сейчас каждому нужен отдельный комфортабельный салон вагона, так называемый «грим-ваген» и много других дополнительных требований.

Рустам Сагдуллаев, Рустам, Сагдуллаев, актер, Rustam Sagdullaev, Rustam, Sagdullaev, actorЯ сейчас в обойме актеров, насколько даст Всевышний, но пусть на меня не обижаются молодые актеры за критику в их адрес. Но для того, чтобы заявлять требования, ты сыграй роль так, чтобы зритель восхитился твоей игрой, полюбил тебя. И тогда и деньги ты получишь, и отдельный вагон.

Кстати, фильм «В бой идут старики» мог бы не состояться, так как в Госкино СССР не приняли сценарий, мотивируя тем, что на войне не было времени на песни и танцы, да и актер Смирнов на роль механика не подходил с их точки зрения, так как за ним по предыдущим картинам закрепилось амплуа шута. Доводы Быкова о том, что актер Смирнов — это герой войны, кавалер трех орденов Славы, не были приняты во внимание комиссией Госкино. И тогда Леонид Быков отправил этот сценарий Главнокомандующему ВВС генералу-лейтенанту армии Покрышкину, который прочитав сценарий, поставил визу с надписью: «Это и есть война! Надо снимать!» И в каждом эпизоде этого фильма заложен дух Леонида Быкова, свидетельствующий о его уникальном актерском и личностном феномене. Только благодаря его смелости и упорству фильм был снят. Не знаю, мистика это или закономерность, но все, кто по сюжету фильма погибают, в добром здравии сейчас, а те, кто по сюжету остался в живых, ушли в Вечность. Вы помните эпизод, когда герои Быкова, Смирнова и актера, сыгравшего роль летчика по ласковому прозвищу «Кузнечик», идут друг за другом на экране, чтобы сообщить возлюбленной Ромео о том, что он погиб? В такой же последовательности они безвременно ушли из жизни, хотя Кузнечик не должен был идти с ними, он просто случайно, разглядывая что-то в траве, оказался в кадре и ему сказали, чтобы он шел за Быковым и Смирновым. С 1973 года фильм, вот уже 44 года, не сходит с телеэкранов, а песня «Смуглянка» стала народной после этого фильма.

Рустам Сагдуллаев, Рустам, Сагдуллаев, актер, Rustam Sagdullaev, Rustam, Sagdullaev, actorВ Вашей жизни много мистических совпадений. К примеру, в 1987 году Вы снялись в фильме «Смысл жизни» и в том же году познакомились со своей будущей супругой Мариной, с которой Вы уже много лет вместе, вырастили детей — сына и дочь, у Вас есть внуки. Какова формула счастливой семейной жизни?

В начале 1987 года художник по костюмам картины, в которой я тогда снимался, привела меня в пошивочный цех киностудии и подозвала к себе молодую швею Марину, чтобы та подогнала мне брюки. Девушка подошла к нам и, не обращая на меня никакого внимания, молча сняла с меня все мерки и удалилась. На следующий день я пришел забрать брюки, она вновь молча вручила мне их и указала жестом за ширму, чтобы примерить. Все было идеально подогнано, я поблагодарил девушку. Сидевшие рядом женщины постарше иронично заметили, что я мог бы принести хотя бы шоколадку швее в знак благодарности. В ответ я пошутил, что «шоколад не ношу, но могу детей подарить». Эти слова оказались пророческими. В фильм «Смысл жизни», который начали снимать в середине 1987 года, Марина пришла уже художником по костюмам, и так как она мне очень приглянулась, я стал оказывать ей знаки внимания, писал и передавал ей записки через кого-то младше меня. Все мои послания она, не читая, тут же безжалостно рвала и выкидывала. Помните, как в фильме «Девчата» одна из героинь, получая письма, не читая, сразу бросала их в печку. Марина не обращала на меня никакого внимания весь год, но в конце съемок фильма ее сердце растаяло, я ее завоевал. Формула счастливой семейной жизни в каждой семье своя. Здесь не может быть какого-то клише. Но главное — это отношения. Великое дело — отношения в семье. Счастье в семейной жизни каждый обретает сам, путем общения. Девяносто процентов семейных пар, когда начинают разводиться, говорят, «что не сошлись характерами». А ведь, на самом деле, это несложившиеся семейные отношения. Я часто уезжаю на съемки или на творческие встречи, и поэтому обыденность семейной жизни у нас проявляется на расстоянии. Может быть, и это сказывается на наших отношениях, когда в разлуке мы начинаем скучать друг по другу, по детям и внукам. Но на все международные кинофестивали мы летаем с ней вместе и приглашают нас всегда вдвоем. Марина сразу же окунается с головой в фестивальные будни, помогает и поддерживает всех участников. К примеру, на закрытие кинофестиваля «Киношок» она из ничего сшила пятнадцать потрясающих костюмов для детей, представляющих все пятнадцать республик!

Рустам Сагдуллаев, Рустам, Сагдуллаев, актер, Rustam Sagdullaev, Rustam, Sagdullaev, actorРустам Сагдуллаев, Рустам, Сагдуллаев, актер, Rustam Sagdullaev, Rustam, Sagdullaev, actorУ каждого своя книга семейной жизни. Я Вашу книгу не читал, Вы мою не читали. Клише или обыденность жизни — это совсем другое. Каждый день — кто к восьми, кто к девяти — мы идем на работу, и каждый день похож на последующий. И если женщина хочет сохранить семейный очаг, она должна все видеть и понимать, а не, подперев кулаки в бока, с сердитым видом говорить: «Мне все равно!». Это я, конечно, утрирую, но тем не менее, Всевышний дает женщине великое право ради сохранения семьи первой идти навстречу мужчине.

Кроме ярких ролей в кино, Вы также проявили себя как режиссер интересных картин, получивших признание и зрителей, и киносообщества. Расскажите о Вашей режиссерской стезе.

Рустам Сагдуллаев, Рустам, Сагдуллаев, актер, Rustam Sagdullaev, Rustam, Sagdullaev, actorДостигая определенного возраста, выйдя из рамок юности и молодости, в душе мы остаемся такими же молодыми.А играть зовут уже персонажей постарше. Невольно начинаешь задумываться, а не пора ли самому снять фильм, чтобы потом и сыграть в нем? Но это была не главная причина, которая побудила меня снять мой первый десятисерийный игровой фильм «Слепые». Основная причина заключалась в том, что у моих троих друзей сыновья ушли из жизни очень рано: в восемнадцать, двадцать один и двадцать два года. Причина — передозировка. Это было страшное горе. И я рассказал эту жуткую историю моему большому другу, известному киносценаристу, драматургу и прозаику Валерию Гусеву. Кстати, по его сценариям и на киностудии «Казахфильм» были сняты игровые фильмы. И он согласился написать костяк сценария для фильма, затем вместе мы дополнили и написали окончательный вариант. Я нашел спонсора, у меня снимались, наряду с узбекскими актерами, и звезды российского кинематографа, в числе которых Николай Олялин, Василий Лановой, Михаил Светин, Юрий Чернов и др…

Думаю, что этот фильм стал неким предостережением для родителей. До фильма «Слепые», в 1992 году, совместно с режиссером Исхаковым мы сняли фильм «Останься», и тогда уже я понял, что времена Алова и Наумова прошли и пора снимать самому. Кино — это самовыражение автора сценария, режиссера-постановщика, оператора-постановщика. И все, что происходит на экране — это их детище.

Рустам Сагдуллаев, Рустам, Сагдуллаев, актер, Rustam Sagdullaev, Rustam, Sagdullaev, actorМногим зрителям запомнился также фильм с Вашим участием «Какие наши годы!», где Вы создали замечательный тандем с актрисой Еленой Цыплаковой.

Этот фильм был снят в 1980 году на киностудии «Узбекфильм», но в то время все было общее. Не было разделения на республики, в каждом фильме снимались актеры со всего СССР. Госкино СССР выделяло деньги на фильмы для всех республик. В фильме также снимались Леонид Броневой, Елена Проклова, Талгат Нигматуллин, Лембит Ульфсак — эстонский актер, который в фильме сыграл роль наполовину узбека, наполовину русского. Играть на одной съемочной площадке с такими актерами — большая удача. С этим фильмом мы исколесили весь Советский Союз, даже на Камчатке и в Бурятии побывали. И вот какой парадокс. Зрители думали , что фильмы «Нежность», «Влюбленные» и «Какие наши годы!» — это трилогия, так как они по своей драматургической канве смотрелись как одно целое произведение . Хотя на самом деле это было не так , мы с этим соглашались, так как многие годы фильмы «Нежность» и «Влюбленные» занимали и продолжают занимать высокую планку, а когда значительно позже появился фильм «Какие наши годы!», он стал с ними вровень на той же высоте.

Рустам Сагдуллаев, Рустам, Сагдуллаев, актер, Rustam Sagdullaev, Rustam, Sagdullaev, actorХотелось бы, чтобы казахстанский кинематограф продолжал развиваться в содружестве с узбекским кинематографом, как в былые времена. И такой симбиоз в создании копродукции позволит создавать фильмы, достойные премии киноакадемии «Оскар»?

Я рад тому, что мы с Вами беседуем и на эту тему. В свое время я написал сценарий, сюжетная линия в котором строится на имевшей место в действительности жизненной истории дружбы узбекской и казахской семьи. У казаха чабана — дочь, у узбека — сын. У чабана казаха — конь, у узбека — собака породы Алабай. Фильм о дружбе семей узбека и казаха и их детей. И дружбе коня с собакой. И когда террористы переходили нашу границу, они с помощью этих семей были подавлены. Вот где истинная дружба. Мы хотели сделать этот фильм вместе с Ментаем Утепбергеновым, но к сожалению, в связи с его кончиной нам не удалось довести дело до конца. И я не случайно рассказываю об этом казахстанским зрителям и меценатам. Может быть, кто-то откликнется из меценатов, так как это будет интернациональный фильм, в котором, помимо главных участников, задействованы будут люди разных национальностей. К примеру, роль врача исполняет русский, роль мецената — чех и др. Я нашел и потрясающего коня, и уникальную собаку породы Алабай, которая, как пастушья собака, с рождения всецело предана одному своему хозяину, ведь эту породу собак невозможно дрессировать. Пользуясь случаем, позвольте поздравить всех казахстанцев с праздником Наурыз! Я прошу у Всевышнего всем жителям Казахстана отличного здоровья, чтобы всегда над вами было мирное небо, яркое солнце, чтобы в каждом доме был достаток. Чтобы мы почаще приезжали в гости друг к другу, как раньше бывало. Прошу передать мою огромную благодарность и наилучшие пожелания моим друзьям-кинематографистам Казахстана. В первую очередь, выдающимся актерам Асанали Ашимову, с которым мы дружим семьями, Байкенже (Байкалу) Бельбаеву, Фархату Абдраимову, Жанне Куанышевой, Венере Нигматуллиной и многим-многим другим актерам и режиссерам вашей прекрасной страны.

Рустам Сагдуллаев, Рустам, Сагдуллаев, актер, Rustam Sagdullaev, Rustam, Sagdullaev, actorАвторское отступление.

В Казахстане Рустам Абдуллаевич Сагдуллаев пользуется огромной популярностью и любим зрителем, как актер сильной, интересной и своеобразной индивидуальности. Сагдуллаеву свойственна игра в сдержанных, приглушенных тонах, лаконизм и скупость в проявлении душевной жизни своих персонажей. Но это восполняется интенсивностью, драматической наполненностью и сложностью душевных переживаний. Актер как бы не досказывает до конца всего того, что он знает о своем герое, и это заставляет зрителей с еще большим интересом и обостренным вниманием следить за его экранными персонажами, «отгадывать» их психологическую загадку. Герои, созданные Рустамом Абдуллаевичем в кино, очень разные, но каждый по-своему остается верным себе до конца. Они органически не могут ловчить, приспосабливаться, кривить душой. Они идут по земле разными путями, но идут вызывающе независимо, сами выбирая свои пути. Таков актер и в жизни. И не случайно на протяжении многих лет мы радуемся его творческим достижениям и как актера, и как режиссера. Ведь киноэкран, по образному выражению Г.Козинцева, уже стал «глубоким». Радует то, что кинематограф в последние годы все чаще отказывается от типажного использования актеров, отдавая явное предпочтение актерам, таким, как он, умеющим жить на экране жизнью человеческого духа. Рустам Сагдуллаев сейчас находится в расцвете своих творческих сил и возможностей, много снимается в российских и узбекских фильмах, создает новые фильмы и пусть «Госпожа Удача» сопутствует ему еще долгие и долгие годы! Может быть, именно сегодня, на ХХY сессии Ассамблеи народа Казахстана, где дружно живут более ста двадцати национальностей, ему улыбнется фортуна, и люди, приверженцы интернационального кино, подхватят идею Рустама Абдуллаевича Сагдуллаева и всем миром создадут возможность для рождения совместного фильма о дружбе народов.

Интервью подготовила Зайтуна ДЖАНДОСОВА

Dostyk Magazine

Республиканский журнал

Комментировать

Щелкните здесь для публикации комментария