Личность

Гульфайрус Исмаилова: «Красота внутри человека…»

Гульфайрус Исмаилова

«Нет искусства, если нет преображения»
Поль Гоген

ПОТРЕБНОСТЬ ПРЕОБРАЖАТЬ МИР — ТВОРЧЕСКОЕ КРЕДО НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА РК ГУЛЬФАЙРУС МАНСУРОВНЫ ИСМАИЛОВОЙ, КОТОРОМУ ОНА БЫЛА ВЕРНА СО ВСЕЙ ИСКРЕННОСТЬЮ СВОЕЙ ДУШИ.

Художник всегда зримо или незримо присутствует в своем произведении. Его личность во многом определяется широтой его культуры, тем, в какой степени он владеет духовными ценностями, выработанными человечеством. Чтобы проиллюстрировать этот тезис применительно к жизни и творчеству Г.Исмаиловой, необходимо вспомнить жизненный путь человека.
Гульфайрус Исмаилова01Еще в школьные годы Гулъфайрус разрывалась между многими искушениями, которыми был богат дом пионеров: драматический, изобразительный, хоровой и хореографический кружки. Начиная учиться в консерватории, она стояла перед выбором: живопись или оперная сцена. В 1944 г. Гульфайрус Мансуровна поступает в Алма-Атинское художественное училище, в класс А.М.Черкасского, профессора живописи (учившегося когда-то с Врубелем), который считал необходимым обучать молодежь не только азам художественной грамотности, но и творческому восприятию формы и цвета. Черкасский выделял Исмаилову среди других учеников, он написал ее чудесный портрет, который в настоящее время хранится в Государственном музее искусств им. А.Кастеева, и позволил ей работать рядом с ним над созданием портрета Сабита Муканова. С этим этюдом она смело поехала поступать в Суриковский институт в Москве. Однако, поступление пришлось отложить на год — ее пригласили на роль Тыгрены в кинофильме Марка Донского «Алитет уходит в горы». И все-таки страсть к живописи оказалась сильнее магнетического притяжения кинематографа, и Г.Исмаилова поступила в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры на театрально-декорационное отделение в класс М.П.Бобышова, театрального художника и графика, прекрасно разбиравшегося в различных художественных стилях, эпохах и направлениях. Эта школа впоследствии здорово помогла Г.Исмаиловой в театральной работе. Будучи в Ленинграде, Г.Исмаилова изучала законы композиции и колорита на великих образцах изобразительного искусства, собранных в Эрмитаже. В Ленинграде, в Академии художеств, Гульфайрус Мансуровна встретила свою судьбу — Евгения Матвеевича Сидоркина.
Гульфайрус Исмаилова03Новая встреча с кинематографом произошла в 1978 году. Это было эпическое кинополотно, вошедшее в сокровищницу казахского кинофонда — «Кыз-Жибек», — где Г.Исмаилова сыграла роль матери Кыз-Жибек. Но главное — это огромная и кропотливая работа в качестве художника-постановщика. В работе над эскизами она использовала не только зарисовки со старинных предметов быта, но и сама придумывала некоторые детали. Для фильма она выполнила более 1500 эскизов, в которых воспроизвела детали быта, костюмов, предметов обихода и воинского снаряжения. На V Всесоюзном кинофестивале ее работа была признана наиболее удачной.
Затем начинается работа художника в различных театрах Алматы. В 1971 г. Г.Исмаилова становится главным художником Государственного академического театра оперы и балета им. Абая, где она проработала 16 лет.
Это особый период в творчестве Гульфайрус Мансуровны. С ее непосредственным участием поставлены такие спектакли, как «Ер-Таргын», «Жумбак-кыз», «Алпамыс», «Иоланта», «Акан-Сери и Актокты» и другие. В ее декорациях своеобразно отразилась вся прелесть устного народного фольклора, его богатство, незатейливость и торжественность.
Гульфайрус Мансуровна подходит к работам над театральными эскизами очень серьезно, с полной отдачей. Ее эскизы — это самостоятельные произведения искусства. Стихия Гульфайрус Мансуровны — роскошь и романтичность, ведь для нее театр — это волшебство, сказка, пришедшая из детства, где все должно быть ярко, красиво и нарядно.
Гульфайрус Исмаилова02Любимые цвета — самые яркие из тех, что можно увидеть в природе: розовый — пионы, красный — зарево заката, бирюзовый — чистая лазурь неба, зеленый — нежная изумрудная листва.
Мир образов Гульфайрус Мансуровны рожден из чудесного симбиоза поэтических легенд, прекрасных гор и бескрайних степей, земли, на которой созревают сладкие яблоки и распускаются пышные пионы, где звучат народные песни, и старинные обычаи и древнее искусство не исчезли в прошлом.
Многие работы художницы хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. Кастеева, много работ находится у частных коллекционеров. Почти все, к чему она имела отношение, было отмечено как значительное явление культуры, вошло в историю и сокровищницу казахского искусства.

Гульмира ШАЛАБАЕВА,
заслуженный деятель РК, профессор

Dostyk Magazine

Республиканский журнал

Комментировать

Щелкните здесь для публикации комментария