Личность

Өмірді өткізіңдер гүл жайнатып…

Гарифулла Курмангалиев

Почему людям так ярко запомнился этот образ? Скорее всего, потому, что он сам вышел из народа — такой же, как и все, но по-особенному прекрасный, талантливый, благородный, общительный, остроумный, любящий свою землю…
Таким даром природа одарила всего одного. С тех пор прошло немного времени, но история знает: такая личность даруется один раз в сто лет, и все это время о нем будут говорить, а затем вспоминать и присуждать его способности следующему гению. А сегодня? Сегодня говорят о том, что его дар рассыпался мелким бисером среди многочисленных учеников и последователей — и это правда.
Что нужно было сделать для того, чтобы выявить талант и дать толчок дальнейшему его развитию? А ничего. Родился в суровых и бескрайних степях Западного Казахстана. Слышал Гарифолла пение и великого Мухита, и Шынтаса, и Шайхы. А кто в Степи не пел? — Только ленивый. Люди жили музыкой, их духовность была в единении с природой и Космосом и потому была высокой и широкой. Тогда даже ребенок знал всех исполнителей и композиторов — Курмангазы и Дину, Казангапа и Сейтека, Мухита и Биржан, Мусу и Кали. Гарифолла рос в среде, где поощрялись таланты человека, и сами события развивались так, чтобы личность не потерялась в круговороте бурно происходящих исторических событий. Так распоряжался Космос, Тенгри, Умай, аруахи.
Гарифолла стал коммунистом, но впитанные с молоком матери духовные ценности всегда были главным путеводителем в его жизни. Всем известно, что требования того времени не оставляли за человеком выбора.
Никогда в жизненном укладе казахов не было такого понятия, как сирота. Не было и вдов. Их социальный статус определялся быстро и очень мудро. Из родового круга не отпускали, либо женщины были матерями детей по кровнородственной линии, принадлежавшей стороне отца, мужа, брата. Так же получилось и с Гарифуллой. В советское время о нем писали так: он рано остался сиротой и воспитывался у родственников. Кому-то было нужно писать так, чтобы подчеркнуть несовершенство и темноту казахского общества, показать яркую личность согласно сложившемуся идеологическому стереотипу. Если ты из «кедеев», да еще и сирота — ты вправе быть настоящим представителем народа и показывать свое искусство не только в СССР, но и за рубежом.
….1920 год. Знаменитая ярмарка в Оренбурге. Именно там Гарифоллу услышали знаменитые Шынтас и Шайхы — непревзойденные исполнители песен Мухита Мералиева.
Говорят, что Гарифолла начал петь с 7 лет. В 10-летнем возрасте маленький исполнитель уже был так популярен, что о нем знали и слышали уже многие…
Самым любимым занятием Гарифоллы была музыка. Постигать песни родного края он был готов всегда и радовался любой возможности послушать песни не только Мухита, но и произведения признанных акынов Букеевской Орды: Жанузак акына, Ниязулы Бекжанакаш, Кишкене Кобланды жырау, Боран жырау, Куан жырау, Ерубай акына. Кроме песенного творчества, Гарифолла постигал героические и лирические кюи Даулеткерей Шигая, Курмангазы, Туркеша, Мусрали, Алкея, Дины, Сейтека, Науши, Махамбета, Хабира Букейханова.

С молодости Гарифолла вел свою летопись истории. Он записывал услышанные им дастаны и терме, эпические произведения, киссы. Красивым убористым почерком (арабская письменность) заносил в тетрадку не только услышанные им произведения, но и свои собственные. Как рассказывали очевидцы, в 1934 году Гарифоллой была сочинена поэма «Атырау». В поэме в несколько юмористической форме остро изобличался существующий общественный строй. Говорят, она в изобилии содержала даже нецензурную брань. Гарифолла рассказывал о том, что пришлось пережить народу в годы лихолетья. Все слушали и смеялись, но это был смех отчаяния. В Алма-Ате друзья посоветовали ему сдать эпос в библиотеку «Академии наук». Там обещали «поправить» текст, убрать «все шероховатости», чтоб для певца не было никаких последствий. Больше эту поэму никто не видел…

…В Алма-Ате Гарифоллу Курмангалиева пригласили работать в оперный театр, сначала в качестве дублера Манарбека Ержанова, т.е. во втором составе. Незаурядный талант и завораживающий голос быстро снискали уважение публики. На афишах стали выделять фамилию крупными буквами, так как имя Гарифоллы обеспечивало аншлаг театру. Уже в 1935 году Гарифолла исполнял несколько партий: в музыкальной комедии «Айман-Гарифолла КурмангалиевШолпан» ( Е.Брусиловский) — роль Жараса; в опере Е.Брусиловского «Кыз Жибек» — Шеге, в опере «Жалбыр» — роль пастуха Кайракбая.
Всю свою жизнь Гарифолла был настощим сал-сері. Он нес в общество благородство, великодушие, культуру. Свойства его характера не предполагали конфликтов. Форпостом в семье была Рабига. Она страшно злилась, когда в силу некоторых человеческих свойств Гарифоллу не включали в гастрольные поездки или пропускали очередное звание. Рабига апа всегда могла прямо поговорить с человеком, ставящим препоны, и устроить ему «выволочку». Но своеобразный внутренний уклад семейной жизни не позволял ей вмешиваться в дела мужа на работе. О каких-то вещах она узнавала несколько позже.
Ғарифолла ҚҰрманҒалиев01В годы войны Гарифолла в составе концертной бригады ездил по горячим фронтовым точкам с концертами. 6 июня 1945 г. отделом кадров Прикарпатского военного округа, а также Приказом командующего Украинского фронта № 2/4 Гарифолле Курмангалиеву был вручен Орден Красной Звезды.
Гарифолла много выступает. Каждая поездка по Казахстану сопровождается огромным успехом. Известно, что люди, узнав о том, что в поезде едет Гарифолла, задерживали поезд и просили его спеть песню. Сооружали самодельную сцену на грузовике, и… Гарифолла начинал петь. Такие имровизированные концерты могли задержать поезд на 2-3 часа. По словам очевидцев, певец мог петь беспрерывно по 20-30 песен. Он никогда не распевался. Как-то в оперном театре у Гарифоллы спросили, как он поет без распевки? Он рассмеялся и показал, как распевается. А вся распевка заключалась в проговаривании: «мийю-мийю-мийю».
…Гарифоллу очень любили. Рассказывают, что однажды некие почитатели таланта в суровую зиму даже оставили белые красивые валенки под дверью квартиры. А что может быть ценнее такой заботы? Гарифолла каждый день ходил в оперный театр, или в Союз композиторов. Он переходил перекресток на проспекте Коммунистический и улица Калинина (пр.Абылай хана — Кабанбай батыра) ровно по диагонали, отметая все принятые правила дорожного движения. Эта привычка у него сохранялась до последнего дня. Хорошо, что его знали все регулировщики движения! Самобытность и неповторимость привычек Гарифоллы у всех вызывали восторг, а многие привычки были переняты не только учениками, но и почитателями и знакомыми …
Примерно в начале 1960 годов к Гарифолле приезжала делегация из Италии. Покоренные необычайным голосом, они обратили внимание на особое строение горловых связок артиста. Делегация, в которую входили музыковеды, исследователи и ценители вокального искусства, записали песни в исполнении Гарифоллы и сделали гипсовый слепок «дара, данного свыше» — гортани Гарифоллы. Они увезли записи песен и слепок в Геную, где он хранится в музее наряду со слепком руки Паганини.
Ғарифолла ҚҰрманҒалиев03Конечно же, талант Гарифоллы уникален и по-своему недосягаем…
Творчеству и жизни Гарифоллы Курмангалиева посвящено множество статей в периодике РК, но пока не совсем доступным остается архив певца, содержащий не только слова народных песен, но и личные стихи — посвящения, терме, жыр, эпос, дастаны, т.к. это было написано арабской графикой, но уже какие-то произведения переписаны на кириллицу филологом Курмангазы Бексайын.
В 1978 году Гарифолла становится лауреатом Госпремии Каз.ССР в области литературы и искусства. Он много выступает на Республиканском телевидении, где записывает несколько сольных концертов и выпускает альбом грампластинок из трех частей с песнями из своего репертуара, включающего более 300 песен в сопровождении домбры и ряд произведений из оперных спектаклей в сопровождении симфонического оркестра ГАТОБ им. Абая.
Ғарифолла ҚҰрманҒалиев06Последние годы Гарифолла уже не мог выходить из дома по причине слабого здоровья, но слушал радио и был в курсе происходящих событий. Не особо приветствовал посетителей, потому что не мог смириться с тем, что «кумира» народа увидят болеющим. Неподвижный образ жизни стал приводить к постепенной атрофии мышц. Теперь он даже по дому передвигается с палочкой. Приносили радость и приводили в сознание навещающие его самые близкие друзья.
Кумир всего народа, Гарифолла даже в преклонном возрасте искал всеобщего внимания. Ему стало не хватать публики, общения. Однажды я застала Гарифоллу-ата у окна. Он стоял и молился, чтобы Рабига его забрала к себе…
Гарифолла Курмангалиев ушел из жизни 25 января 1993 г., оставив за собой плеяду талантливейших последователей и учеников. Его жизнь оставляет много белых пятен, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Как многогранный редкий алмаз, Гарифолла успел сверкнуть всеми гранями своего таланта. Можно писать отдельные книги о его деятельности: педагог, этнограф, певец, артист, композитор, друг, отец…
Как и все люди той эпохи, Гарифолла был подвержен идеологическому прессингу, чем и равновелик его вклад в культуру Казахстана. Все мы понимаем, что мало быть певцом. Тогда было важно и сохранить, обучить, пропагандировать так, чтобы оставить на многие века. Любимец народа, кумир многих поколений, вызвавший справедливую ревность народа к родным детям. Счастливый отец, воспитавший достойных своего имени детей — академики, профессора, тоже уважаемые люди. «Безграмотный» Гарифолла, писавший арабской графикой и знающий намного больше любого известного этнографа, музыковеда, историка, композитора, оставил нам великое наследие, которое ждет своего исследователя. Открытия новых граней жизнедеятельности Гарифоллы — дело будущего. Когда-то мы пройдем путь бездуховности и снова ринемся к истокам. Возможно, именно тогда придет понимание непостижимости и гениальности Гарифоллы Курмангалиева!

Меруерт ҚҰРМАНҒАЛИЕВА

Dostyk Magazine

Республиканский журнал

1 комментарий

Щелкните здесь для публикации комментария

  • Менің түсінігім бойынша, дүние жүзінде әнші біреу болсо ол Ғарифолла. Ал, әнші екеу болса, соның біреуі. Ғарифолла «арқалы» әнші. Ол әннің мінезіне қарай ән салады. Жасандылық жоқ. Нағыз Құдайдың берген тума талант иесі. Оның шәкірттеріне Құдай бермеген. Сол себепті де олар Ғарифоллаға жете алмайды. Керек десең Ғарифолланың домбыра тартысын сала алмайды. Тек-қана Қайрат Кәкімов баламыз Ғарифоллаға жақындайды. Бірақ, дауысы сәл жіңішкелеу. Домбыра тартысы да Ғарифоллаға жақындайды. Мен басқа әнші-орындаушыларды еш уақытта сүйіп тыңдаған емеспін. Өтірік айтып не қылайын. Анау бұрынғы, кәзіргі Розалар, Еңкебаевтар т.б. тыңдағым келмейді. Ғарифолла туралы жаза беруіңді сұраймын. Ғарифолланы эталон ретінде теледидардан кәзіргі әншісымақтармен салыстырып беріп тұрса көп адамдар менің айтқанымды түсінеді. Кәзіргі жастар Ғарифолланы білмейді. Үйткені теледидардан Ғарифолланың өзін, салған әнімен бірге көрсетпейді.